В это межсезонье "красно-синие" неплохо усилились, и по составу команда вполне может претендовать на победу в Евролиге. Перед стартом турнира эксклюзивное интервью "РГ" дал новичок армейцев и один из лидеров сборной России Виталий Фридзон, отпраздновавший в понедельник свой 28-й день рождения. Практически всю профессиональную карьеру он провел в подмосковных "Химках", а теперь Виталий осваивается в роли ключевой фигуры ЦСКА.
У вас уже немало титулов, но в ЦСКА можно эту коллекцию пополнить. Что для вас сейчас важнее: Единая лига ВТБ или Евролига?
Виталий Фридзон: Все важно. Сейчас еще и Кубок России разыгрывается. Все титулы важны. С таким тренером, с такой командой мы будем рассчитывать на все. Я не люблю никогда загадывать, но будем ставить цели самые высокие.
Вы участвовали в Евролиге с "Химками", турнир вам знакомый. Можно сравнить его с Лигой чемпионов по футболу?
Виталий Фридзон: Думаю, так оно и есть. Я играл в Еврокубке, выигрывал его, но это две разные категории. Очень отличается от Евролиги по всему - по зрителям, по ажиотажу, по качеству игры, по уровню соперников. Намного интереснее Евролига. Чувствуешь, что это вершина в Европе.
Сейчас стартует первый групповой этап Евролиги. Какие мысли по поводу стартового раунда?
Виталий Фридзон: В нашей группе две команды сильные - "Барселона" и "Фенербахче". Турецкий клуб много игроков купил высокого уровня, тренер пришел очень сильный. Ну а по поводу "Барселоны" вы сами все понимаете. Не надо ничего говорить. Но нужно побеждать и выходить дальше. Не скажу, что у нас самая сильная группа, но соперники хорошие. Будем настраиваться на победу в каждом матче.
Вы против многих грандов играли. Какая команда в Европе вам нравится, помимо ЦСКА?
Виталий Фридзон: Мне в прошлом году очень импонировал "Реал". Честно говоря, я думал, что они выиграют Евролигу. Хороший, быстрый баскетбол ребята показывали. Но "Олимпиакос" вроде бы по ходу сезона не так блистал, зато к двум самым важным матчам подошел на пике. Это и есть командный дух.
Помимо "Реала" кого выделите?
Виталий Фридзон: Сейчас не могу сказать, сезон не начался. Много очень команд. В Турции чемпионат на подъеме. Деньги большие там вкладываются, много приезжает сильных ребят туда. Должно пройти несколько матчей, и уже тогда можно давать какие-то прогнозы.
Президент ЦСКА Андрей Ватутин как-то сказал в интервью "РГ", что вы по своему потенциалу могли бы играть и в НБА. Когда-либо задумывались о таких перспективах?
Виталий Фридзон: Сейчас я пришел в ЦСКА, хочу помочь команде и при этом многому научиться самому. Есть много чему поучиться у такого тренера, как Мессина, у команды, которая ставит перед собой высокие цели. Попасть в НБА - это мечта каждого, с этим никто не спорит. У меня были предложения оттуда, особенно после Олимпиады. Но я столько мечтал играть в ЦСКА, и когда у армейцев появился интерес ко мне, то долго не раздумывал. Наконец-то попал в такую команду. Тем более я знал, что Этторе хотел меня видеть, и я очень хотел с ним поработать. Это самый жесткий тренер из всех, с кем я встречался. И это нормально, потому что с такими игроками, с такой командой иначе тяжело. Сейчас все новое для меня. Провести столько лет в одной команде и перейти в другую тяжеловато.
Действительно такая серьезная разница?
Виталий Фридзон: Да. У каждой команды своя система. Здесь все совсем по-другому. С каждым днем я это все лучше и лучше понимаю, и сразу становится намного легче, и это очень здорово. Очень хорошие исполнители собраны в команде.
К разговору о разнице между "Химками" и ЦСКА. Сколько лет вы пытались обыграть армейцев и стать чемпионами, но все время чуть-чуть не хватало. Такое ощущение, что дело в психологии. Сейчас вы понимаете, почему так и не могли опередить ЦСКА?
Виталий Фридзон: Много мелочей здесь. Мессина очень много обращает внимания на мелочи. Это самое главное, потому что баскетбол состоит именно из мелочей. И психология, конечно, давит на человека. Все время кажется, что "вот-вот". Наверное, самый реальный шанс был в прошлом году, когда в серии счет был 2:2, и мы выигрывали на последних секундах домашнего матча. Тут как раз сыграла психология. Наверное, мы просто не поверили, что можем.
Чем еще отличается от других ЦСКА? Бытом, организацией процесса?
Виталий Фридзон: По-другому все. Приятно, что такое отношение, что ты не думаешь ни о чем. В "Химках" тоже с этим было нормально. Может, не было такой экипировки, вещей, но остальное было на уровне. Медицина была на самом высоком уровне. В ЦСКА тоже все идеально. Но здесь больше дисциплины. Взять даже национальную сборную. При Дэвиде Блатте дисциплина была у нас на площадке. А вне игры ты мог делать что хотел. Главное - ты приходил на тренировку и должен был поработать. А вне площадки тебя никто не контролировал, ты сам занимался.
У Мессины в ЦСКА такие же порядки?
Виталий Фридзон: Да. Вне площадки нет такого, как было в "Химках" при Скариоле или Ивковиче, когда все должны вместе прийти на ужин. Здесь на ужин приходить надо обязательно, но нет такого, чтобы это происходило одновременно. Думаю, что это действительно лишнее. Дисциплина должна быть на площадке. Тем более в ЦСКА собраны такие игроки, которые и так прекрасно понимают, для чего они здесь.
Все переживают по поводу провала сборной на Евробаскете. Как лично вы это восприняли?
Виталий Фридзон: Тяжело пережил. Больше даже морально отходил, чем физически. Дней пять вообще не понимал, что происходит. Жестко все получилось, давно так скверно не чувствовал себя. Да, мы проигрывали и раньше. И на одном из прошлых чемпионатов Европы занимали седьмое место. Но мы хорошо играли, и люди были намного сильнее. А здесь мы выглядели просто... Слов нет...
Проблема была в том, что пять человек основного состава по разным причинам не приехали в сборную?
Виталий Фридзон: На это тоже нельзя все списывать. Половина этих людей вообще выступления за сборную, наверное, завершили. Кириленко уже объявил, что закончил. Витя Хряпа близок к завершению. Он тоже на пределе, думаю. А если будет такая атмосфера в сборной, никто не захочет туда ехать. Все остальные ветераны тоже откажутся.
Василий Карасев в качестве главного тренера - это был не самый удачный ход?
Виталий Фридзон: Я не любитель кого-то осуждать, решать за кого-то. Его тоже нельзя винить, но просто надо думать. Это национальная сборная, это не дети какие-то. Это команда, которая выигрывала олимпийские награды, становилась чемпионом Европы. За последние шесть лет сборная взяла три медали. Только Испания может похвастаться таким результатом. На ту команду было интересно смотреть. А Вася молодой. Он амбициозный, был хорошим игроком. Но у него нет опыта, он всего три года тренером работает. Просто надо как-то умно подходить к этому, все обсудить и решить.
Идут разговоры, что Дэвида Блатта могут вернуть в сборную...
Виталий Фридзон: Не знаю, я в это не лезу. Если они это сделают, думаю, это будет лучший вариант для всех: для баскетбола, для России и для нас.
Вас не напрягает система, когда почти сразу же по окончании клубного сезона вы сразу едете в сборную и практически не имеете возможности отдохнуть?
Виталий Фридзон: В этом году я отдохнул два месяца. Честно говоря, даже за это время очень соскучился по баскетболу.
Вы когда в последний раз так отдыхали?
Виталий Фридзон: Так никогда в профессиональной карьере. Максимум месяц, и все. Мое тело полностью отдохнуло, и я почувствовал, что могу еще играть хорошо. Потому что после сезона ты уставал и сразу ехал в сборную. Все накапливалось, сил не было. Вроде бы еще молодой и думаешь "е-мое". И во время сезона были черные полосы, ямы функциональные. Меня особо травмы не беспокоили, был звоночек в прошлом году. Тогда после клубного сезона мы поехали на квалификацию Олимпиады, затем был Лондон. Отдохнул тогда всего 10 дней. И после Олимпиады началось - колено заболело, голеностоп, который в жизни меня не беспокоил. Пошло переутомление, я чувствовал, что устал физически. На Олимпиаду бы я поехал в любом случае, это незабываемо. Кто участвовал там, да еще и медали завоевывал, тот понимает, о чем речь. Это на всю жизнь, такого не забудешь. А сейчас получил, наконец, два месяца отдыха. Я просто кайфанул, и мое тело полностью излечилось.
Как провели это время?
Виталий Фридзон: Сначала был дома - в Клинцах, в Брянской области. Каждый год я там провожу свой турнир. В этом году моим именем назвали зал, который построили по президентской программе. Там площадки для футбола, баскетбола, а сейчас еще и хоккейную арену строят. Теперь это будет называться "Оздоровительный комплекс имени Виталия Фридзона".
Вы ведь еще и почетным гражданином города Клинцы стали?
Виталий Фридзон: Да, мне вручили удостоверение почетного гражданина города, подарили квартиру за Олимпиаду. И сказали, что для тебя есть сюрприз. Как выяснилось, назвали моим именем зал. Я даже не знал, что сказать. Наверное, ради этого люди и живут, когда твоим именем что-то называют. К этому в жизни ты и стремишься. Очень необычно увидеть это в твоем городе, где ты родился.
Но отдыхом в Клинцах дело, наверное, не ограничилось?
Виталий Фридзон: Конечно. Потом мы летали к знакомым на Байкал. Я, Сергей Моня, Федя Лихолитов. Побыли так неделю. Это неописуемо. Всем надо обязательно побывать. Даже не думал, что в России так красиво. А потом поехал к Андрею Кириленко в Сан-Тропе и почти месяц отдыхал там.
С Кириленко?
Виталий Фридзон: Да. У него там дом, и мы каждый год туда ездим. Потом Виктор Хряпа приехал, собралась компания хорошая.
В баскетбол не играли?
Виталий Фридзон: Нет. У него есть там кольцо - так, чуть-чуть побросали. В большой теннис играли - у него отличный корт. И в тренажерный зал захаживали, держали себя в тонусе.
Вес большой набрали?
Виталий Фридзон: Наверное, самый большой за все время карьеры. Потому что не бегал вообще - хотел, чтобы колени отдохнули. Килограммов 4-5 набрал, но быстро их сбросил - в сборной бегали много.
Куда вы ходите как болельщик?
Виталий Фридзон: В прошлом году больше на хоккей ходил. На матчи ЦСКА. Там много знакомых. Люблю легкую атлетику, дружу со многими спортсменами.
А с футболом как дело обстоит?
Виталий Фридзон: В прошлом году не ходил вообще. А так мы старались всегда выбираться на матчи ЦСКА - "Спартак". Я, Моня, Хряпа.
И за кого болели?
Виталий Фридзон: За ЦСКА, конечно.
У многих спортсменов к футболистам не очень хорошее отношение, может, даже ревностное. Люди получают огромные деньги, но ничего значимого вроде и не выигрывают.
Виталий Фридзон: Не скажу, что ревностное. Каждый зарабатывает как может. Просто они ведут себя немножко чересчур... Да, среди футболистов есть очень хорошие ребята. А есть такие, у которых слишком много пафоса. Наверное, из-за того, что футбол, по-честному, номер один в мире, и рейтинги зашкаливают. Поэтому они так ведут себя. И из-за этого такое к ним отношение у других спортсменов. Мы, баскетболисты, и те же хоккеисты проще намного. Хотя выиграли, наверное, побольше.
Футболисты, как правило, отдыхают в ночных клубах. А вы свободное время как проводите?
Виталий Фридзон: В ЦСКА после тренировок я так устаю, что отдыхаю дома. А в свободное время очень люблю ходить в кино. И покушать в ресторане с товарищами захожу обязательно.
В публичных местах узнают?
Виталий Фридзон: После Олимпиады стали больше узнавать. Особенно был ажиотаж, когда медаль у меня украли олимпийскую. Наверное, тогда я был самым популярным человеком на телевидении и даже рейтинги футболистов побил.
Чем та история закончилась?
Виталий Фридзон: Пока ничем. Все вроде делается, ЦСКА помогает. Пришел счет на 400 с чем-то фунтов, которые надо оплатить за изготовление новой медали. Процесс идет, но он очень долгий и непростой. Уже больше года прошло. Надеюсь, что когда-то награда вернется. Верю, что так и будет. Потому что эту медаль заслужил. Хочется показать ее детям. Это же такая память!