Сыны отечества клянутся!
И небо слышит клятву их!
О, как сердца
в них сильно бьются!
Не кровь течет,
но пламя в них.
Тебя, отечество святое,
Тебя любить, тебе служить -
Вот наше звание прямое!..
Андрей Тургенев, 1802 г.
Благородный пансион пережил четыре царствования, но его славу еще в ХIХ веке затмил Царскосельский лицей, который теперь мы называем Пушкинским. А ведь за полвека своего существования Университетский Благородный пансион дал России невероятное число поэтов: 56! Среди них Жуковский, Грибоедов и Лермонтов.
Константин Батюшков в пансионе не учился, но вот что писал сестре в 1816 году: "С радостию отдал бы моих детей в университетский пансион, который образовал лучших наших генералов, писателей, государственных людей..."
Инициатива создания пансиона принадлежит поэту Михаилу Матвеевичу Хераскову. Долгие годы любимым учителем пансионеров был поэт и переводчик Алексей Федорович Мерзляков. Этот добродушный и мудрый человек всю жизнь отдал пансиону. С молодости и до конца своих дней он преподавал подросткам и юношам русский язык и литературу, красноречие и поэзию.
Пансион был устроен так, чтобы напоминать детям семью, быть ее продолжением. Он не отрывал ребенка от семьи так, как отрывал Лицей. Родители могли посещать детей "во всякое время, в какое за благо рассудит...". Любому посетителю "во всякое время дня дозволялось обозревать все части заведения: учебные горницы, спальни, столовую, поварни, больницу...".
Пансион содержался за счет взносов родителей, каждый из них мог проверить расходование средств по приходно-расходным книгам. Бесплатно учились дети преподавателей и сироты.
Старшеклассники опекали младших, помогали им с уроками. Приветливость к воспитанникам была непременным требованием к преподавателю. Телесных наказаний в Пансионе не было, а вот система поощрений была разнообразной: от книжки за выразительно прочитанное стихотворение до золотой медали. Кстати, к чтению в Пансионе приучали и не совсем обычными способами. Например, ребятам разрешалось читать за едой. "Велено было всякому ходить за стол с книгой и читать между кушаньями..."
Воспитанников Пансиона учили многим наукам, даже практическому земледелию и военному делу (кстати, выпускниками Пансиона были генералы Ермолов и Милютин). И все-таки главными предметами считались русский язык и литература.
Тем, кто сегодня урезает гуманитарную составляющую среднего и высшего образования, напомню слова выпускника пансиона, поэта (и при этом чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе) Михаила Дмитриева: "Литературное образование образует не чиновника, а человека..., приучивши обращаться в круге идей, обнимающих не какие-нибудь частные истины, а полноту души человеческой..."
Ежегодно выбирались лучшие работы по разным предметам и выставлялись в пансионной зале: картины, чертежи, прописи. Каждый год на Торжественном акте вручались награды за образцовую декламацию и грамотность. Имена награжденных печатались на страницах "Московских ведомостей". Вот бы вернуть эту традицию! Представляете: открываете газету или включаете телевизор, а там торжественно сообщают имена и фамилии ребят, отличившихся в изучении литературы и русского языка.
В этом году - три даты, связанные с историей Благородного пансиона: 280 лет назад родился Михаил Херасков; 235 лет со дня рождения Алексея Мерзлякова и столько же лет со дня основания самого пансиона.