17.10.2013 10:20
    Поделиться

    Жители трех костромских сел могут пострадать из-за закрытия интерната

    Жители костромского села боятся, что с закрытием "пожароопасного" интерната они лишатся будущего.

    На пригорке

    - Когда я услышала про трагедию в Новгородской области, где в психоневрологическом интернате сгорели 35 человек, у меня ноги подкосились. Страх-то какой! И одновременно думаю: ну все, теперь наш интернат точно закроют, - вспоминает о сентябрьском пожаре в новгородском интернате "Оксочи" депутат Игодовского сельского поселения, замдиректора местной школы Надежда Бармичева.

    Подкосились ноги и у 73 работников Игодовского психоневрологического интерната, ведь здесь трудоустроена треть работающего населения села Игодово. Куда теперь идти и на что жить - вопрос, который сегодня эти люди задают себе и начальству всех уровней. 16 сентября губернатор Костромской области Сергей Ситников действительно подписал постановление о ликвидации Игодовского психоневрологического интерната, и с 20-го числа сотрудникам учреждения начали выдавать уведомления о предстоящем увольнении.

    Интернат, где живут больше ста пожилых женщин и инвалидов с разной степенью умственной отсталости, 55 лет был для Игодова чем-то вроде "селообразующего" предприятия. После того, как еще в советские годы село было лишено статуса райцентра и оттуда "съехали" полагавшиеся такой крупной административной единице конторы, оно начало хиреть. Соцучреждение, ставшее для Игодова новой точкой роста, в 1958 году разместили в зданиях бывшего райкома, народного суда, столовой, других освободившихся помещениях. Несколько зданий перевезли из близлежащей деревни. В итоге интернат занял девятнадцать строений, из которых три - жилые корпуса, и расположился в самом центре села, на пригорке.

    По сельским меркам здесь есть все удобства: водопровод, канализация. Горячей воды нет, но имеются своя котельная, прачечная и баня, куда ежедневно в четыре часа дня все желающие пациентки интерната ходят на водные процедуры. Есть здесь библиотека, тренажерный зал, спортивные секции, а помещения относительно недавно ремонтировались. Да и жизнь скучной не назовешь. Интернатовская команда по мини-футболу ни много ни мало - становилась призером международных соревнований во Франции, а молодая воспитанница Ева Роденкова в 2009 году на Параолимпийских зимних играх, проходивших в американском городе Бойсе, так хорошо бегала на снегоступах, что заработала сразу три медали - золотую, серебряную и бронзовую. А еще Ева рисует карандашами очаровательные пейзажи - все только ахают.

    Минус один - деревянные стены.

    Кто потеряет работу

    По словам начальника отдела обеспечения учреждений департамента соцзащиты населения Костромской области Татьяны Светлосановой, с 2009 года в регионе закрыто уже одиннадцать малокомплектных интернатов-"деревяшек". Игодовский - последнее и самое крупное подобное учреждение, расположенное полностью в деревянных строениях. С его закрытием в области останутся несколько "комбинированных" интернатов (размещенных в деревянных и кирпичных зданиях), но и они будут реорганизованы в соответствии с областным планом по повышению эффективности и качества услуг в сфере соцобслуживания населения на 2013-2018 годы.

    При этом к Игодовскому интернату у регионального ГУМЧС, по словам официального представителя управления Светланы Дергуновой, серьезных претензий не было, и вопрос о его закрытии или хотя бы о приостановке деятельности специалисты-пожарные не ставили. Но костромские власти решили сработать на опережение. Тем более что минтруда и соцзащиты по итогам селекторного совещания 20 сентября настоятельно рекомендовало регионам "принять экстренные меры по расселению граждан пожилого возраста и инвалидов... из зданий с низкой пожарной устойчивостью".

    - Все это понятно. Но в результате закрытия интерната пострадают жители трех населенных пунктов - сел Игодово и Дубяны, а также деревни Климово, - переживает глава Игодовского сельского поселения Виктор Пигалов. - Работу потеряют сразу 73 человека, 52 из которых - в трудоспособном возрасте. В этих семьях 26 детей, а есть несколько семей, где и муж, и жена работают в интернате. Им особенно тяжело будет, потому что работы у нас нет.

    Картинка, рисуемая местными жителями, и сказочна, и безнадежна одновременно. Заповедные места, чистейший воздух, три озера, боровики под ногами, ягоды всех видов, вплоть до экзотической морошки, всевозможное зверье в лесу - здесь есть все. Нет только возможности для трудоустройства. Действовавшие в округе сельхозпредприятия давно обанкротились, есть пилорама, но там работников немного. Фермерство не приживается из-за проблем со сбытом, народ в основном работает вахтенным методом где придется.

    В тупике

    Есть здесь и школа, да не какая-нибудь, а современная, на 350 учеников, с просторным фойе, актовым, компьютерным и спортивным залами, тренажерами и даже душевой комнатой. Правда, учатся в ней сегодня всего 35 школяров, да двадцать ребятишек посещают тут же размещенный детский сад. Не хватает и учителей, хотя, в отличие о т многих других сел и поселков, в Игодове педагогам предлагают готовое жилье со всеми удобствами - только приезжайте. Кроме детсада, под школьной крышей квартируют почта, сельская библиотека и ФАП.

    В результате закрытия интерната пострадают жители трех сел

    - Мы предлагали разместить интернат в школьном кирпичном здании, а для детей построить малокомплектную школу, а также отдельное помещение для почты, библиотеки и ФАПа, но из-за недостатка средств тема была закрыта, -сетует Надежда Бармичева.

    По ее мнению, основная причина отсутствия в селе каких-либо производств - "убитая" 30-километровая дорога до райцентра Островское. Из-за чего у селян мало надежды, что в освободившихся зданиях интерната будет открыто хоть какое-то предприятие. А чтобы работать, например, в том же Островском и тем более в Костроме, игодовцам надо снимать жилье, поскольку автобус из Игодова ходит до райцентра лишь три раза в неделю, причем отправляется в полдевятого утра, а возвращается в 16-10. Куда ни кинь - всюду клин...

    Одна из медсестер рассказала, что им предложили работу в двух аналогичных интернатах: в 60 километрах в Щелыково и еще дальше - под Костромой. Причем в Щелыково пообещали зарплату в два раза меньшую, чем была в Игодово, - около шести тысяч. В самом же Игодове есть только две вакансии - водителя и худрука в доме культуры.

    - В тупик нас загнали, - вздыхает медсестра. - Поэтому и настраиваем детей на то, чтобы они учились и уезжали отсюда - что нам еще остается!

    Как рассказала директор интерната Вера Виноградова, на сегодня смогли найти новое место работы только два человека - медсестра и санитарка. Обе устроились в аналогичные учреждения. Профессиональная судьба остальных пока не решена.

    По словам Надежды Бармичевой, медикам в любом случае придется из села уезжать или терять профессию и квалификацию.

    - За закрытием интерната последует отток людей из села - значит, у нас не будет детей. А нет детей - не нужна и школа. Здание на 350 мест опустеет совсем. Тогда все - конец! - переживает Надежда Бармичева. - А не хочется. Мы здесь родились и здесь хотим жить...

    Комментарий

    Алексей Анохин, первый заместитель губернатора Костромской области:

    - Все здания Игодовского психоневрологического интерната относятся к пятому классу огнестойкости, поэтому другого выхода у нас нет. Но прежде чем закрыть учреждение, мы должны найти варианты трудоустройства для высвобождаемых сотрудников интерната. Надеемся, что часть из них мы трудоустроим в учреждения культуры, соцсферы в поселке Островское, часть - по программам службы занятости. Рассматриваем также варианты привлечения в Игодово инвесторов для открытия небольших производств. Кроме того, необходимо наладить регулярное автобусное сообщение между Игодово и Островским, чтобы люди могли ездить на работу в районный центр и дальше. Планируем отремонтировать дорогу. Построить новую мы не можем, но привести имеющуюся в нормативное состояние нам по силам. К решению вопроса с трудоустройством сотрудников интерната привлечены глава Островского района, главы поселений. Всем поставлена задача - людей не бросать. Что касается пациентов Игодовского ПНИ, то для них уже подготовлены места в других учреждениях. Так, под Костромой, на хуторе 1 Мая, построен психоневрологический интернат на 100 человек. Кроме того, скоро будет открыт современный новый корпус на 60 человек в Сусанинском психоневрологическом интернате.

    Поделиться