Алтайские леса проверили на полиграфа

В Алтайском крае подвели итоги работы комиссии Федерального агентства лесного хозяйства. Беспрецедентная по масштабу проверка была обусловлена резонансом, который вызывало общественное движение в защиту уникальных ленточных боров ("РГ" писала об этом в номерах "Экономики Сибири от 14 июня и 5 сентября 2013 года).

- Комиссия не обнаружила фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. Грубейших нарушений лесного законодательства не зафиксировано, превышения разрешенных объемов вырубки не выявлено. Хотя замечаний и предложений было высказано достаточно много. Мы уже начали работать по устранению недостатков. Идут служебные проверки по двум лесничим из Ларичихинкого и Лебяжинского лесничеств, - сообщил начальник краевого управления лесами Сергей Самсоненко.

Замечания были связаны в основном с нарушениями в области лесовосстановления, правил санитарной безопасности, недочетами в оформлении документов, неполной очисткой лесосек. Комиссия сделала вывод о том, что в ленточных борах "заготовка древесины ведется строго по материалам лесоустройства, которые составлены с соблюдением всех необходимых требований, объемы вырубки не превышают допустимых пределов". В акте проверки также сказано, что заготовка древесины в регионе ориентирована преимущественно на вырубку хвойных насаждений, и при этом объем вырубок составил 68,8 процента от допустимого в 2011 году и 70,8 - в 2012-м. Проще говоря, в алтайских лесах деревьев вырубают меньше, чем это разрешено.

Для алтайских лесников был важен еще один принципиальный момент. Представители комиссии воочию оценили размеры бедствия, пришедшего с Дальнего Востока. Ценные пихтовые породы уничтожаются мелким жуком - полиграфом уссурийским.

- Ситуация с нашествием полиграфа катастрофическая. Это не только наша, местная проблема. Схожая ситуация - в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях, в Красноярском крае. Члены комиссии сказали нам, что уссурийский полиграф добрался уже до пихтовых насаждений в Ленинградской области и Подмосковье. Специалисты по лесозащите сделали неутешительные выводы: на территории Залесовского лесничества этим жуком повреждено сто процентов пихтовых насаждений, причем более половины этих деревьев уже усохло, - сообщил начальник отдела охраны и защиты лесов управления лесами Алтайского края Александр Зверев.

Немногим лучше ситуация в других лесах края - жука обнаружили уже в Чарышском и Белокурихинском лесничествах. Общий очаг поражения превысил шестнадцать тысяч гектаров.

- Если в 2014 году погодные условия будут такими же, как в 2012-м, мы получим весьма неприглядную картину, - прогнозирует Александр Зверев. - Ситуация усугубляется тем, что пихтовые насаждения находятся в труднодоступных участках. Самым эффективным способом борьбы с этим вредителем ученые считают сплошные санитарные рубки. Комиссия настоятельно рекомендовала нашему управлению усилить надзор за очагами поражения и своевременно проводить санитарно-оздоровительные мероприятия. Но для этого Рослесхозу необходимо упростить процедуру проведения санитарных рубок. У нас уходит от трех до восьми месяцев на одну только подготовку разрешительных документов, и лишь после этого можно провести аукцион и зайти в тайгу. Но и то, не в любое время года. Комиссия, работавшая у нас, пообещала поднять этот вопрос на федеральном уровне. Это серьезная проблема, с которой столкнулись не только сибиряки.

До сих пор лесники в борьбе с полиграфом вынуждены заниматься второстепенными задачами. Они имеют право вырубать деревья пятой и шестой категорий состояния, годные только на дрова, но вредитель уже покинул их - он пожирает еще здоровый лес. Таким способом очаг поражения не локализовать. По мнению сотрудников управления, рубить сейчас нужно свежезаселенные полиграфом деревья - пока древесина имеет товарный вид. Выручку от ее продажи направлять на охранные и защитные мероприятия: в частности, сжигать порубочные остатки, проводить лесовосстановление. Лишь тогда санитарно-восстановительные мероприятия будут действительно эффективными.

К сожалению, ученые пока не могут предложить более щадящие способы борьбы с полиграфом. Современные био- и химпрепараты бессильны. Беда в том, что на Дальнем Востоке пихта достаточно устойчива к воздействию полиграфа. Там он способен нанести деревьям лишь незначительные повреждения. Сибирская же пихта не приспособлена к защите от пришельца. Причем для дерева смертельно опасен не сам жук. Полиграф заносит с собой фитопатогенный грибок, который поражает живые ткани дерева и создает некротические пятна.

- Сложно дать точный прогноз, но есть высокая вероятность того, что в ближайшие годы край потеряет все пихтовые насаждения. Можно надеяться только на чудо. Чудеса в природе случаются. У каждого вредителя есть свои паразиты, энтомофаги. При сочетании ряда благоприятных факторов возможно уничтожение полиграфа этими энтомофагами. Но вероятность подобного сценария минимальна, - считает Сергей Самсоненко.

Комментарий

Яков Ишутин, вице-губернатор Алтайского края:

- За последние два десятилетия алтайские леса пережили не одно нашествие вредителей. В 1991 году много вреда принес сибирский шелкопряд, который пожирал все подряд. А в конце 90-х свирепствовала сосновая совка. Сейчас полиграф уже практически сгубил пихтач. Однако лес - мощный организм, способный к самовосстановлению. Человек ему должен грамотно и оперативно помочь, а в случае с полиграфом этому мешает несовершенство законодательства.

Справка "РГ"

В Алтайском крае пихта занимает 262,9 тысячи гектаров, что составляет семь процентов от общей площади лесов региона.