В Ростове нашли родных подводника, погибшего на легендарной "Щуке"

С помощью "Российской газеты" потомки моряка из Ростова-на-Дону узнали место гибели своего родственника - краснофлотца Ивана Рапотина, погибшего в 1944 году. Вместе со своими товарищами подводниками он покоится на глубине 52 метра у мыса Тарханкут в Крыму. Братской могилой им стала легендарная подлодка Щ-216.

Тайна субмарины

- Море недалеко от мыса Тарханкут таит в себе много загадок. Именно поэтому мы снарядили туда подводно-археологическую экспедицию "Берег древних богов". Но что удастся найти затонувшую субмарину, никто не мог и предположить, - рассказывает руководитель поисковой экспедиции, директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. - И когда на глубине около 50 метров подводный робот "Софокл-1" зафиксировал нечто похожее на гигантскую трубу, мы подумали сначала, что это трубопровод. Но все же приняли решение отправить на разведку водолазов. "Труба" оказалась подводной лодкой. Причем в достаточно хорошем состоянии. С помощью архивных документов мы предположили, что затонувшая субмарина - советская дизель-электрическая подлодка типа "Щука" времен Великой Отечественной войны.

Власти России и Украины решили провести дополнительные исследования, чтобы понять, возможно ли поднять субмарину на сушу. Был сформирован судоподъемный отряд, которому предстояло выяснить техническую возможность предполагаемого подъема субмарины. В его состав вошли водолазы Черноморского флота России и ВМС Украины. Для изучения Щ-216 применили телеуправляемый подводный аппарат "Тайгер", а также комплекс нормобарических скафандров, которые позволяют российским водолазам работать без последующей декомпрессии на глубинах до 360 метров. Кормовая часть субмарины по сей день сохранилась хорошо, что позволяет специалистам полагать: в остальных отсеках находится воздух, и они не затоплены. Корпус опутан рыболовецкими тралами, но и он отлично сохранился. Ходовая рубка покорежена. Уцелели якоря, винто-рулевая группа и пушки.

- В ходе второго этапа экспедиции водолазы подняли со дна моря кормовое артиллерийское орудие подводной лодки и элементы легкого корпуса. После осмотра саперами артефакт был доставлен в Севастополь, - сообщил начальник пресс-службы Южного военного округа Игорь Горбуль.

Как отметили в военном ведомстве, по итогам подводного исследования конструктивных элементов "Щуки", еще будет принято решение о подъеме субмарины на поверхность.

Из казаков в подводники

И все же история гибели одной "Щуки" - это трагедия гибели ее экипажа - 47 моряков. Примечательно, что за боевые заслуги все они были представлены посмертно к награждению орденами Отечественной войны.

- Согласно архивным данным, на подлодке Щ-216 воевали четверо жителей Ростовской области. Это торпедист Иван Литвиненко, старший электрик Илья Гуренко, электрик Владимир Перегородов и трюмный машинист Иван Рапотин, - рассказала "РГ" и.о. начальника пресс-службы регионального управления МВД капитан Галина Любивая.

Ростовские полицейские не остались в стороне и принялись активно разыскивать родственников погибших подводников. К поискам также подключилась и "Российская газета". И вскоре Петр Лосев, доводящийся племянником трюмному машинисту Ивану Рапотину, уже сидел в нашей редакции с семейными фотографиями в руках.

- Я являюсь лишь одним из наследников, - рассказал Петр Васильевич. - У моего дяди есть еще племянник Михаил Чирвин, племянница Галина Чернышева и внучка Юлия Рубижная. Она, кстати, до сих пор живет в доме, из которого Иван и его брат Матвей ушли на войну.

Наша семья живет на Дону с середины XIX столетия. В годы первой мировой войны мой дед Иван Матвеевич Рапотин воевал на германском фронте. О том, каким он был бравым кавалером, можно судить по сохранившимся фотографиям. (С порыжевших от времени снимков на нас смотрит чубатый казак с винтовкой и шашкой - один из персонажей шолоховского "Тихого Дона" - Ред.) Но по документам он везде проходил как "рабочий из крестьян". Как гражданскую войну пережили, можно только догадываться. Из девяти детей к началу Великой Отечественной в семье Матвея Ивановича и его жены Евдокии выжили только пятеро: два мальчика и три девочки.

Мама мне рассказывала, что дядя Иван был самый старший из детворы. В 1940 году его призвали на срочную службу во флот.

"После медкомиссии меня завели в темный коридор. Ничего не вижу, так как в глаза бьет свет с противоположного конца. Мне говорят - видишь, лампочка горит, иди туда. Иду на ощупь и вдруг падаю и лечу на дно глубокой ямы, где был матрас постелен. Когда выбрался, то врачи послушали пульс и дыхание, хлопнули по плечу и сказали, что буду подводником", - так мой дядя рассказывал своим родным, а те уже мне. Больше ничего о нем мне, к сожалению, неизвестно. Ушел на фронт добровольцем брат дяди Ивана, но он пропал без вести.

До самой смерти в 2010 году моя мама искала любую информацию о братьях, но найти ей ничего не удалось. Только нам спустя столько лет выпало это горькое счастье узнать, где погиб наш дядя Иван Иванович Рапотин, а место гибели его младшего брата до сих пор неизвестно.

Немые свидетели

О том, как воевал на "Щуке" донской казак Иван Рапотин и его товарищи, свидетельствуют документы. Вот цитата из наградного листа на бравого краснофлотца: "Заслуга товарища Рапотина перед Родиной состоит в том, что, участвуя в семи боевых походах подлодки к берегам противника, являясь членом ее экипажа, своей работой на боевом посту способствовал потоплению за один поход четырех кораблей противника".

А вот строки из боевых отчетов подводников: "06.08.1943 обнаружила конвой в составе транспорта и танкера в охранении двух эскадренных миноносцев и 3-4 сторожевых катеров. С дистанции 14 кабельтовых из подводного положения произведен торпедный залп. Через две минуты услышан глухой взрыв". По зарубежным данным, в результате атаки попаданием торпеды в носовую часть поврежден германский танкер "Firuz", перевозивший груз газойля. В этом же походе румынский эскадренный миноносец "Regele Ferdinand" контратаковал лодку, сбросив 37 глубинных бомб. В результате близких взрывов получили повреждения электроизмерительные приборы и другое оборудование субмарины, в том числе винт.

Всего за два года войны Щ-216 совершила четырнадцать боевых походов.

В последнюю атаку подводники вышли 10 февраля 1944 года. Они пытались торпедировать конвой из двух транспортов и пары сторожевых катеров. Но потерпели неудачу. В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась, хотя по плану должна была сделать это 4 марта.

Что могло стать причиной ее гибели?

С помощью современной техники удалось собрать точные данные о погибшем судне, а также предположить вероятные обстоятельства гибели "Щуки".

"Судя по всему, субмарина была атакована кораблями противника с применением глубинных бомб. Находясь под водой, она получила боевые повреждения в районе первых двух отсеков, вследствие чего произошла разгерметизация корпуса, и лодка стремительно стала погружаться носом вниз. Экипаж пытался стабилизировать ее положение, что не привело к ожидаемым результатам. Потеряв плавучесть, Щ-216 носовой частью столкнулась с грунтом, а после всем корпусом легла на дно", - констатировали эксперты.

По-видимому, именно так закончился боевой путь экипажа, завоевавшего четвертое место по результативности в подводных силах Черноморского флота. Сейчас в военных министерствах и ведомствах России и Украины решается вопрос, поднимать Щ-216 со дна моря или же пусть моряки-подводники навсегда останутся вместе со своей лодкой. Главное, что теперь родные 47 защитников Отечества знают, где они обрели последний покой.

Справка "РГ"

Иван Иванович Рапотин родился 16.05.1921 года в станице Кизитиринка Александровского района Ростовской области. Служил в звании краснофлотца, был членом ВКП(б) (билет № 5533526). Награжден орденом Красной звезды, медалями "За боевые заслуги" и "Оборону Севастополя".