Сразу после вступления в должность Собянин определил одним из приоритетов борьбу с пробками и развитие общественного транспорта. И вскоре появились первые выделенные полосы для общественного транспорта - троллейбусы и автобусы на них поехали намного быстрее.
И это были уже другие автобусы: за время мэрства Собянина закуплено 3,5 тыс. новых автобусов с низким полом - практически обновлен автобусный парк, 314 троллейбусов, 76 трамваев. Кстати, трамваи, пережив в 2000-е печальные годы изгнания с городских улиц, снова возвращаются, радуя москвичей, с которыми у многих связаны детство и юность. Недавно трамвай вернулся на Сокол, сейчас в городе действуют 49 трамвайных маршрутов. Власти обещают построить 30 км новых рельс и реконструировать 137 км имеющихся трамвайных путей.
А еще ввели новые билеты на общественный транспорт - "Тройка", "Единый", "90 минут". Ездить по ним стало не только удобнее, но и дешевле. Кстати, по сравнению с 2010 годом число пассажиров в общественном транспорте столицы увеличилось на 300 млн - суперцифра даже для Москвы.
При Собянине значительно увеличилось строительство метро. До 2020 года в Москве будет построено 150 км линий (причем многие линии уйдут в область) и открыто 70 станций. В 2012 году введены в эксплуатацию 8,5 км линий с тремя новыми станциями - "Новокосино", "Алма-Атинская" и "Пятницкое шоссе".
На подходе две новые станции Бутовской линии - "Лесопарковая" и "Битцевский парк"; отрезок Калининско-Солнцевской линии от "Парка Победы" до "Делового центра". Участок Таганско-Краснопресненской линии продолжится тремя новыми станциями: "Жулебино", "Лермонтовский проспект" , "Котельники". За МКАД уйдет Сокольническая линия с тремя новыми станциями: "Тропарево", "Румянцево", "Саларьево".
Причем строят метро по новым, более современным технологиям, все продумано и для инвалидов.
Началось и масштабное строительство городских трасс, которого столица еще не знала. Реконструированы вылетные магистрали - Варшавское, Каширское, Ленинградское, Ярославское шоссе и трасса Рублевское шоссе - Балаклавский проспект. Продолжаются работы на других вылетных магистралях - шоссе Энтузиастов, Щелковском, Можайском, на Разанском проспекте. Построены и продолжают строится новые развязки, тоннели, эстакады.
Вот лишь несколько важных побед последнего времени. Недавно открыли сильно затянувшийся долгострой - Алабяно-Балтийский тоннель, вот-вот сдадут левоповоротную эстакаду на пересечении Профсоюзной улицы с ул. Генерала Тюленева, завершается строительство развязки у метро "Теплый Стан" - движение по Профсоюзной улице от МКАД до ул. Академика Капицы будет бессветофорным. 80 км новых дорог появится в новой Москве, с исторической Москвой ее свяжет супердорога (стр. 13).
Машины, нагло залезшие на тротуары, наземные переходы и остановки в пределах Бульварного кольца - теперь почти редкость. Водителей мало-помалу приучили к дисциплине, создав парковочное пространство в центре столицы. Теперь все более-менее цивилизованно: оплатил и стой, сколько нужно. А у самих жителей центра появились парковочные льготы.
Убрали со столичных улиц незаконные "джихад"-такси, на которых в основном "бомбили" нелегалы. 2 года назад в столице начали выдавать разрешения на таксомоторную деятельность. Создали бесплатные стоянки для городских такси, которые обязали покрасить в узнаваемый желтый цвет, как в мировых мегаполисах.
Еще одно нововведение - велосипедная сеть: 17 тыс. великов, 73 км дорожек. А нынешний год обрадовал москвичей обновленными городскими парками - они приобрели и европейский лоск, и присущий столичным паркам шарм, который терялся в былой заброшенности. В парках можно и посидеть в тишине в гамаке или разлечься на лежаке с книгой или планшетом, и танцевать научиться, и позагорать на деревянных помостах, и фильмы в открытых кинотеатрах посмотреть, как это всегда было в старой доброй Москве. Помните, сколько народу в летнем кинотеатре (в Саду им. Баумана) слушали зажигательные куплеты Велюрова в "Покровских воротах"?
Еще одним красивым нововведением стали пешеходные зоны, сделавшие Москву чуть обаятельнее. Прогулочные дороги с красивой плиткой, стильными лавочками и фонарями появились на Кузнецком Мосту, Рождественке, Никольской, на Крымской набережной, Большой Дмитровке. Вот-вот откроется пешеходка от Пятницкой улицы по Лаврушинскому переулку до Болотной. 60 км - ходи не хочу. А развитием пешей программы станет создание самого большого в Европе парка - сольются в единое пешеходное пространство Воробьевы горы, Нескучный сад, Музеон, парк Горького и Красный Октябрь. Новые дорожки появились на многих улицах и бульварах. В исторической части Москвы принято решение класть гранитную плитку - столица достойна таких презентабельных тротуаров.
Впервые в столице реализован проект 52 народных парков - места для них были предложены самими москвичами.
Столица взяла хороший темп по строительству самых разных объектов, нужных горожанам: в 2013 году их введено на 40% больше, чем в 2012 году. Если в 2011-12 годах построили 100 детсадов, на подходе еще 40. Мест столичным малышам уже сегодня в принципе хватает. Надо теперь обеспечить ими детей Новой Москвы.
Поставлена задача построить 58 новых поликлиник. Закуплено 60 тыс. единиц новейшего медоборудования. По программе "Доктор рядом" на первых этажах 100 жилых домов размещаются поликлиники, чтобы людям было удобно прийти к врачу из дома, с работы. А очереди к врачам благодаря новой электронной системе записи к врачу сократились в 2,5 раза: теперь можно записаться в инфомате в поликлинике, по телефону, по Интернету, через мобильное приложение.
Кстати, об Интернете. Все городские порталы объединены в единый - gorod.mos.ru, и чиновники теперь обязаны реагировать на жалобу горожанина в течение 8 дней. Те взяли повышенные обязательства: докладывают, что справляются за 4,5 дня.
Одним из серьезных проектов стало наведение порядка в розничной торговле. Исчезли дикие палатки, а ларьки у метро обрели единый стиль. Уродливые барахолки, которыми были столичные рынки, где торговали и картошкой, и утюгами, сменились на цивилизованные, даже прилавки с охлаждающим покрытием. От владельцев рынков теперь требуют возводить капитальные строения, но там должны торговать именно продуктами, а не ширпотребом. И причем сами производители, дачники, а не перекупщики.
А еще благоустраивают дворы - в первый же год отремонтировали 20 тыс. придомовых территорий. Но надо благоустраивать так, чтобы хватило на годы. И начался капремонт дворов. Многие обновленные дворы уже радуют жителей.
Кстати, горожане теперь сами могут решать, какие деревья и кусты должны расти в их дворах - растительность высаживают по желанию жителей дома. Москвичи любят березы и сирень.
С 2011 года тщательно обследовано, как живут ветераны войны, вдовы ветеранов, одинокие труженики тыла и инвалиды первой группы, что им нужно. Поквартирно обошли 200 тыс. пожилых людей. По итогам ветераны были направлены на лечение, отдых в пансионаты и санатории, им купили необходимые бытовые приборы и помогли решить какие-то бытовые проблемы.
И еще властям столицы удалось затормозить рост тарифов ЖКХ. В 2010 они выросли на 22 %. В 2013-ом рост - менее 10 %. В следующем году будет 7 % - это практически на уровне инфляции.
Жить так, как москвичи, получать "столичные" зарплаты и пенсии мечтают многие жители России. Минимальная пенсия в городе - 12 тыс. руб. средняя - 13 200 руб. Растут зарплаты во всех сферах. Средняя зарплата москвича - 50 тыс. руб. Средняя зарплата учителя - 64 тыс. руб.
Уровень безработицы в столице самый низкий в России - 0,4% (в среднем в России - 5%). Только за год на производствах города создано 37,5 тыс. новых рабочих мест. А средняя продолжительность жизни за 3 года увеличилась на год и почти достигла европейской - 75,5 года (в Европе - 76 лет). В прошлом году побит абсолютный рекорд рождаемости - на свет появилось 130 тыс. новорожденных. В этом году и этот рекорд будет побит.