Кировский суд смягчил наказание Навальному и Офицерову

Кировский областной суд рассмотрел апелляцию на приговор по делу о хищении имущества "Кировлеса". Экс-советнику вятского губернатора Алексею Навальному и гендиректору "Вятской лесной компании" (ВЛК) Петру Офицерову реальный срок заменили на условный.

В июле Ленинский суд Кирова приговорил Алексея Навального к лишению свободы на срок пять лет с отбыванием наказания в колонии общего режима, а Петра Офицерова - к четырем годам колонии. Кроме того, каждому присудили штраф в 500 тысяч рублей.

Действия Навального суд квалифицировал как организацию хищения чужого имущества в особо крупных размерах, действия Офицерова - как пособничество в организации растраты. Как установил суд, Навальный целенаправленно организовал посредничество между "Кировлесом" и ВЛК, хотя необходимость в посреднике отсутствовала, и продажа лесопродукции через ВЛК была для "Кировлеса" невыгодной. Ущерб предприятию составил 16 миллионов рублей. Осужденных взяли под стражу в зале суда и поместили в СИЗО Кирова. Однако уже на следующий день, по представлению прокуратуры, освободили под подписку о невыезде.

Все оставшееся до рассмотрения апелляции по делу "Кировлеса" время в Кирове шли споры, какое решение примет областной суд. Да и само заседание до конца сохраняло интригу. После того как был зачитан приговор Ленинского суда, защита осужденных заявила два ходатайства. Она настаивала на вызове новых свидетелей. Кроме того, по мнению адвокатов, необходимо было провести две экспертизы - финансово-экономическую и товароведческую.

Более того, по мнению защиты, суд ограничил адвокатов во времени ознакомления с материалами дела. А, самое главное, по мнению осужденных и защиты, не было самого события преступления, поскольку все происходило в рамках гражданско-правовых договоров.

Однако сторона обвинения была категорически не согласна с такой трактовкой действий Ленинского суда Кирова, который принимал решение по делу "Кировлеса". По мнению прокуроров, все необходимые свидетели были опрошены, а все экспертизы проведены. Все делалось с соблюдением закона, а отношения ВЛК и "Кировлеса" никак нельзя назвать гражданско-правовыми, поскольку Навальный, будучи советником губернатора, напрямую давал указания руководству "Кировлеса", по какой цене и куда отправлять продукцию.

Вообще, по мере того как приближалось решение суда, осужденные и их защита все больше уходили из доказательной сферы в сферу "притч" и нелестных характеристик в адрес Ленинского суда и судебной и правоохранительной российской машины в принципе. В этом сквозило какое-то отчаяние людей, обманувшихся в своих ожиданиях.

Когда после этих "прений" суд удалился на полчаса в совещательную комнату перед оглашением решения, в зале неожиданно появилась супруга Навального Юлия. В ходе недолгих "дебатов" с судебными приставами, она нырнула под ограждение и за руку вывела Алексея из зала суда. По мнению остававшихся во время перерыва в зале суда журналистов, - попрощаться подальше от теле- и фотокамер.

Когда судья зачитал решение, изменившее наказание с реального на условное, это точно было неожиданностью для всех. Пожалуй, больше всего неожиданной "победе" были изумлены адвокаты. Сам Навальный на импровизированной пресс-конференции тут же в зале суда после оглашения решения сказал, что вообще не понимает судебной логики, когда его то заключают под стражу, то освобождают, то дают условный срок. Решение областного суда он намерен обжаловать в вышестоящей судебной инстанции.

Сразу после заседания в кировском суде политологи высказали мнение, что на смягчение приговора Навальному могла повлиять позиция главы государства. Но как заявил вчера пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Кремль не имеет никакого отношения к условному приговору: "Это решение суда. Это вопрос не к исполнительной власти. Судебная власть выносит приговор. Мы к приговору отношения не имеем", - сказал Песков.

Впрочем, и такой условный срок, как показывает судебная практика, не редкость.

Комментарий

Михаил Плюснин, юрист, член Общественной палаты Кировской области:

- Судимость у Навального остается, хотя она и условная. И по закону проход в органы власти ему на пять лет закрыт. Правда, Конституционный суд недавно отменил пожизненное ограничение на участие в выборах, но в течение пяти лет Навальный в любом случае, если не снимет судимость по суду, отстранен от них. Он сейчас либо ведет себя хорошо и снимает судимость досрочно, либо на свой страх и риск уходит в публичную политику с непредсказуемым результатом.