В Москве завершился фестиваль-школа "Территория"

Кажется, в этом году создатели фестиваля "Территория" всерьез решили раскрепостить, хотя бы в плане творчества, как можно большее количество народа. Все началось со слов Евгения Миронова о призвании делать людей свободнее, прежде всего в душе. Об этом всю неделю со сцены говорили, кричали, танцевали, пели. Этому пытались научить студентов на мастер-классах.

Оказалось, что освобождать можно буквально всех. Приглашенные коллективы и российские режиссеры, чьи спектакли вошли в программу фестиваля, доказали это. Сиди Ларби Шеркауи и Шантала Шивалингаппа, представлявшие бельгийскую компанию "Истмен" показали красивую, насыщенную работу "Play", на первый взгляд рассказывающую об отношениях мужчины и женщины, об их любовной игре. Но единственный текст за все время действия, монолог-лекция, принадлежащий Шантале Шивалингаппе, переворачивает это представление. Оказывается, что все разновидности игры, которые вмещает спектакль - музыкальные инструменты, шахматы, упражнения на скорость реакции, близкие к нашим "ладушкам", танцы, пение - нужны для очищения от негативных эмоций, то есть ведут к эмоциональному освобождению.

Про свободу отношений говорили дюссельдорфский Schauspielhaus и московский "Гоголь-центр". Кирилл Серебренников на правах арт-директора, устроивший премьеру своего музыкального спектакля "Пробуждение весны" в рамках фестиваля, высказался, среди прочего, и на тему равенства в любви всех возрастов и полов, из-за чего премьерный спектакль больше напоминал плакат, чем попытку разговора о важных вещах в жизни совсем юных людей, героев "Пробуждения". Иными вещами заняты создатели немецкого "Rausch". Их заинтересовала конфликтность в отношениях, возможность "просто любить", освободившись от груза повседневности и мелочных требований. Персонажи спектакля судорожно мечутся между любовью и ненавистью, в одном и том же танце лаская друг друга и избивая. Все свои внешние блага они готовы променять на то, чтобы двум людям было просто хорошо вместе.

"Piano-gala" Теодора Курентзиса - два часа в темноте с правом просто наслаждаться музыкой

Филипп Григорьян попытался "проникнуть" в историю, выбрав для этого пьесу Мариуса фон Майенбурга "Камень". Историю о том, как намеренно или нечаянно искажаются факты, пишутся новые летописи, исправленные и дополненные, можно прочесть как призыв освободить историю от ложных интерпретаций, сделанный под вилянием новых времен и идеологий.

Проект Руслана Маликова "Бросить легко" рассказывает об освобождении совершенно другого характера, гораздо более страшном и приземленном. Это собрание историй наркоманов, от первых проб легких наркотиков с друзьями до попадания в реабилитационные центры, излечения и боязни рецидива. Кажется, что в названии не хватает какого-то компонента, например, знака вопроса. На фоне разговора о сохранении себя по частицам, борьбе за незамутненное сознание и чуть ли не физическое существование остальные требования кажутся блажью.

Особняком в утверждении свободы стоят копродукция Афинского фестиваля и компании "2works" "Первая материя" и проект пермского международного Дягилевского фестиваля "Piano-gala". Первое - пластический рассказ об отношениях демиурга и его создания, красивый и сдержанный. Формально для Москвы "Первую материю" можно считать скорее манифестом освобождения материи, тела. На протяжении всего действия один из исполнителей полностью обнажен, причем это смотрится как совершенно естественный акт. "Piano-gala" затрагивает сферы не менее рафинированные. Концерт фортепианной музыки, придуманный Теодором Курентзисом, разрушает границы ее классического понимания, как на уровне подборки произведений, так и в плане физическом. Эта акция проходила в условиях тишины, темноты и особого расположения участников. Всем было предложено лечь, возможно, даже задремать в процессе. Два часа в темноте с правом просто наслаждаться музыкой. Пожалуй, это и было самое безусловное и освободительное на нынешней "Территории".