Бесплатная медицинская помощь гражданам вне зависимости от их места жительства - одно из конституционных гарантий каждого россиянина, обеспечение которой является приоритетом для всех властей. Соответствующие программы госгарантий принимаются на протяжении последних 15 лет. Новый документ рассчитан на следующие три года и определяет нормативы по финансированию, а также уточняет перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи.
"По сравнению с прежними программами, нынешний документ содержит определенные новшества, - подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства. - Во-первых, это дополнительные условия для развития медицинской реабилитации пациентов после их лечения, а также оказание специализированной медпомощи в дневных стационарах, включая проведение таких сложных и важных вещей, как химиотерапия". В программу также включены гарантии по финансированию медицинского освидетельствования потенциальных родителей, желающих усыновить оставшихся без попечения детей.
Новая программа требует новых средств, их объем увеличивается, поскольку финансирование в дневных стационарах увеличено вдвое в сравнении с планами на 2014-2015 годы, которые были утверждены в прошлом году. В частности, нормативы затрат в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на один пациенто-день увеличены с 590 до 1227 рублей в 2014 году и с 620 до 1309 рублей в 2015-м. Увеличиваются, если сравнивать с текущим годом, средние подушевые нормы финансирования.
"После принятия федеральной программы нужно будет принять территориальные программы. Общая стоимость территориальных программ в 2014 году вырастет почти на 230 миллиардов рублей по сравнению с 2013 годом", - напомнил Дмитрий Медведев. Общая стоимость программ составит 1,7 триллиона рублей.
- Хотел бы специально подчеркнуть и обратить внимание на это руководителей регионов, это должно быть сделано все в срок. То есть до конца текущего года все решения на региональном уровне должны быть приняты, - предупредил глава кабинета министров.
Правительство также рассмотрело предложенную министерством транспорта стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. "Очевидно, что за последнее десятилетие ситуация в области внутреннего водного сообщения стала существенно хуже", - заявил премьер. Более четверти гидротехнических сооружений не отвечают техническим требованиям. За это же время, уточнил глава минтранса Максим Соколов, на треть сократилась протяженность пригодных для судоходства внутренних водных путей. Еще хуже ситуация с речным флотом: средний возраст грузовых судов составляет 32 года, пассажирских - 33 года, а туристического - вообще 40 лет.
- Есть существенные ограничения на судоходство, - констатировал Дмитрий Медведев. - Это плохо. Водный транспорт является самым дешевым.
Такая ситуация на внутренних водных путях сложилась из-за недостатка финансирования в предыдущие годы. Исправить положение Минтранс хочет к 2017 году. Вице-премьер Аркадий Дворкович уточнил, что повышение нормативного содержания объектов отрасли, которые находятся в федеральном ведении, будет идти поэтапно, как это делалось с автомобильными дорогами. В 2017 году предполагается установление 100-процентного финансирования. "Это позволит обеспечить как текущий, так и капитальный ремонт, а после 2020 года даст значительные условия для расширения частных инвестиций", - заявил зампред правительства.
В Белом доме надеются, что частные инвестиции помогут в первую очередь омолодить речной флот. "Если следовать инновационному сценарию, то к 2030 году средний возраст флота составит уже 20 лет и грузоподъемность флота вырастет более чем на 50 процентов", - сообщил министр Соколов. Всего до 2030 года планируется привлечь 950 миллиардов рублей.
Без дополнительных стимулирующих мер здесь, правда, не обойтись. Это может быть субсидирование процентных ставок и субсидии при лизинге техники, введение утилизационного сбора.
Не со всеми предложенными механизмами согласились в министерстве финансов. Возражения возникли по поводу освобождения от акцизов на топливо для судов разных категорий и преференций по имущественному и земельному налогам. "Считаем, что здесь нам не стоит заходить на поляну муниципалитетов и предоставлять такие льготы, так как в любом случае это потребует компенсации из федерального бюджета", - подчеркнул глава минфина Антон Силуанов.
Проект стратегии правительство все же в целом поддержало, но министерству транспорта дали еще время, чтобы учесть замечания.
Между тем
Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс попросил о разговоре с главой российского правительства Дмитрием Медведевым. "Действительно, есть запрос на разговор от литовских коллег, - подтвердила пресс-секретарь главы кабинета министров России Наталья Тимакова. - Есть ряд серьезных тем: бесперебойное сообщение с Калининградской областью, общение наших граждан в приграничных территориях". Дата разговора согласовывается.