Борис Смолкин: Плохому врачу самому подчас хочется нагрубить

Борис Смолкин, заслуженный артист РФ:

Не берусь судить о профессиональной компетентности врачей, потому что, с одной стороны, не имею медицинского образования, а с другой - к счастью, не сталкивался с проблемами в этом плане. Но что касается этики сотрудников здравоохранения, тут я припоминаю случай, который случился с моей мамой. Один раз ей здорово нахамили, и, что интересно, вопрос упирался в финансовую сторону дела - врач, прежде чем предпринять какой-то шаг в лечении, требовал деньги. Жаловаться лично, думаю, бесполезно, да и непонятно кому. Было бы здорово, если бы "Российская газета", которая поднимает этот вопрос на 1-й и 14-й полосах, подсказала, куда обращаться в таких случаях.

Проблема есть, но связана она не столько со сферой медицины, сколько с сопутствующими обстоятельствами. Во-первых, в техническом плане мы отстали на много лет от всего цивилизованного мира, где талончик на очередь можно получить через какие-то электронные машины. Возможно, у нас тоже внедрена такая система, но, уверен, далеко не везде. Как результат - те милые женщины, которые ругаются и грубят очереди, сидя за регистрационным столом, просто не справляются с потоком людей. К тому же зарплата у них небольшая. Во-вторых, врач - это прежде всего человек с его положительными и отрицательными сторонами. Грубиян в жизни, он будет грубияном и в кабинете. Если желание помогать людям не заложено изначально, то обучать кого-то премудростям медицинской профессии бессмысленно.

В-третьих, нельзя упускать из виду самих пациентов. Не хотелось бы, конечно, их обвинять, ведь люди приходят в больницу не от хорошей жизни. Однако все мы наверняка сталкивались с ситуацией, когда человек ведет себя на приеме у врача неадекватно, и тому порой требуется огромное терпение, чтобы выдержать посетителя. Часто даже за границей русские люди ведут себя в общении с людьми куда более корректно, нежели здесь. По возвращении у них, наверное, меняется установка. Кроме того, на хамство нам всегда хочется ответить хамством. Иногда этот подход можно понять, но так делать все равно нельзя. В-четвертых, любая профессия, направленная на контакт с людьми, - будь то поликлиника, администрация или жилконтора - всегда создает повышенную нервную обстановку. Конечно, работу простого врача вряд ли можно назвать самой нервной на земле. Считается, что самая напряженная занятость связана с постоянным вниманием, как у летчиков, водителей общественного транспорта и даже артистов. И тем не менее она тяжела.

В любом случае очень многое зависит от врача, его человечности и компетентности. Хороший медик всегда будет замечательно относиться как к людям, так и к животным, если он ветеринар. Плохому самому подчас хочется нагрубить.