В опросе участвовали 1600 экономически активных россиян-пользователей интернета. Лишь каждый пятый из них считает, что прививаться от гриппа (если нет медицинских отводов) надо ежегодно. Больше половины респондентов (57%) категорически против таких уколов. Еще примерно четверть (23%) в раздумьях. Особую осторожность проявляют женщины, которые намного реже мужчин соглашаются на вакцинацию (18% и 23% соответственно).
6 лет назад прививкам от гриппа верили куда больше. Но с 2008 года люди в этих мерах предосторожности явно разочаровались. Число россиян, которые верили в пользу противогриппозной вакцинации, снизилось на 17 процентных пунктов. Зато противники теперь доминируют - было 48%, стало 57%. А те, чей девиз "я уколов не боюсь, если надо - уколюсь!" тоже не готовы демонстрировать храбрость и сознательность дольше, чем три года подряд - опасаются "посадить" иммунитет. Россияне полагают, что раз вирус гриппа быстро мутирует, толку от прививок немного - на каждого "свой грипп найдется", и лучше уж "поддерживать организм во время эпидемии", чтобы перенести болезнь в более легкой форме.
Работодателям между тем совершенно не нравится, когда сотрудник чихает, кашляет и заражает всех вокруг. По данным опроса 500 менеджеров по персоналу, за последние годы с 30 до 36% выросло число компаний, где сотрудникам предлагают бесплатно сделать вакцинацию от гриппа (в ближайшей поликлинике, прямо на работе, по полису ДМС и т.д.) В октябре 2009 года почти в половине (48%) компаний с гриппом в офисе и на производстве никак не боролись, сейчас равнодушны к здоровью сотрудников лишь 43%.
Прививка по-прежнему считается самым лучшим способом оставить сотрудников "в строю" на время эпидемии. Но кроме нее, как показали комментарии респондента, есть немало "народных средств", которыми юридические лица пытаются защитить работающих у них лиц физических. Фантазия работодателей в этом отношении поражала. Приз читательских симпатий, безусловно, надо отдать некоей фирме, где персонал в полном составе "нюхает березовый деготь" для профилактики гриппа и ОРВИ. В других компаниях принято раздавать сотрудникам витамины и БАДы, а заболевших сразу отправлять домой лечиться, не поощряя их трудовые подвиги в состоянии болезни. При этом руководство фирм стало в 4 раза меньше рассчитывать на уговоры и пропаганду здорового образа жизни. Больше надеются на санитарную обработку и кварцевание помещений, ношение повязок и масок, занятия спортом, иммуностимуляторы и противовирусные препараты и другое. Тем, кто работает на улице, выдают спецодежду по сезону, а в помещении ставят обогреватели и очистители воздуха. Сотрудников некоторых фирм поят имбирным чаем или отваром шиповника, покупают им фрукты, раздают лимоны или чеснок.
И, конечно, агитируют за прививки. Ну подумаешь - укол! Укололи - и пошел! Причем на работу, а не на бюллетень. И тебе хорошо, и работодателю выгода! Но граждане как-то сомневаются…