Россияне не хотят прививаться от гриппа больше трех лет подряд

Что такое осень? Это гриппы. Разные, от "обычного" (хоть и многоликого) до каких-нибудь экзотических. Но одинаково неприятные, если испытывать действие вируса на себе. Медики активно пропагандируют противогриппозные прививки. Однако россияне не слишком торопятся делать вакцинацию. Как выяснил Исследовательский центр портала Superjob.ru, сложилась странная ситуация: в эффективность прививок больше верят работодатели, которые тратят на это деньги, чем сотрудники, которым прививку могут сделать бесплатно за счет "конторы".

В опросе участвовали 1600 экономически активных россиян-пользователей интернета. Лишь каждый пятый из них считает, что прививаться от гриппа (если нет медицинских отводов) надо ежегодно. Больше половины респондентов (57%) категорически против таких уколов. Еще примерно четверть (23%) в раздумьях. Особую осторожность проявляют женщины, которые намного реже мужчин соглашаются на вакцинацию (18% и 23% соответственно).

6 лет назад прививкам от гриппа верили куда больше. Но с 2008 года люди в этих мерах предосторожности явно разочаровались. Число россиян, которые верили в пользу противогриппозной вакцинации, снизилось на 17 процентных пунктов. Зато противники теперь доминируют - было 48%, стало 57%. А те, чей девиз "я уколов не боюсь, если надо - уколюсь!" тоже не готовы демонстрировать храбрость и сознательность дольше, чем три года подряд - опасаются "посадить" иммунитет. Россияне полагают, что раз вирус гриппа быстро мутирует, толку от прививок немного - на каждого "свой грипп найдется", и лучше уж "поддерживать организм во время эпидемии", чтобы перенести болезнь в более легкой форме.

Работодателям между тем совершенно не нравится, когда сотрудник чихает, кашляет и заражает всех вокруг. По данным опроса 500 менеджеров по персоналу, за последние годы с 30 до 36% выросло число компаний, где сотрудникам предлагают бесплатно сделать вакцинацию от гриппа (в ближайшей поликлинике, прямо на работе, по полису ДМС и т.д.) В октябре 2009 года почти в половине (48%) компаний с гриппом в офисе и на производстве никак не боролись, сейчас равнодушны к здоровью сотрудников лишь 43%.

Прививка по-прежнему считается самым лучшим способом оставить сотрудников "в строю" на время эпидемии. Но кроме нее, как показали комментарии респондента, есть немало "народных средств", которыми юридические лица пытаются защитить работающих у них лиц физических. Фантазия работодателей в этом отношении поражала. Приз читательских симпатий, безусловно, надо отдать некоей фирме, где персонал в полном составе "нюхает березовый деготь" для профилактики гриппа и ОРВИ. В других компаниях принято раздавать сотрудникам витамины и БАДы, а заболевших сразу отправлять домой лечиться, не поощряя их трудовые подвиги в состоянии болезни. При этом руководство фирм стало в 4 раза меньше рассчитывать на уговоры и пропаганду здорового образа жизни. Больше надеются на санитарную обработку и кварцевание помещений, ношение повязок и масок, занятия спортом, иммуностимуляторы и противовирусные препараты и другое. Тем, кто работает на улице, выдают спецодежду по сезону, а в помещении ставят обогреватели и очистители воздуха. Сотрудников некоторых фирм поят имбирным чаем или отваром шиповника, покупают им фрукты, раздают лимоны или чеснок.

И, конечно, агитируют за прививки. Ну подумаешь - укол! Укололи - и пошел! Причем на работу, а не на бюллетень. И тебе хорошо, и работодателю выгода! Но граждане как-то сомневаются…

Опрос "РГ"