Треть россиян использует труд мигрантов, но не любит их самих

Бывают случаи, когда ученые с полным правом могут сказать "А мы предупреждали!" - только вот радости от собственной правоты нет.

Именно так получилось и с бирюлевскими событиями: то, что однажды Москва или любой другой крупный город в этом отношении "рванет", было понятно задолго до убийства, погромов и автозаков на дежурстве. Один из таких подробных и обстоятельных докладов в очередной раз был подготовлен практически накануне этих акций. Исследование проблемы миграции и массовый опрос жителей 20 регионов России провели ученые-социологи из Центра социально-политического мониторинга Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственного управления (РАНХиГС) при президенте РФ.

Авторы доклада - сотрудники РАНХиГС Андрей Покида и Наталья Зыбуновская - пишут с научной прямотой и без политических экивоков: "По оценкам большей части населения РФ, трудовая миграция играет отрицательную роль в развитии экономики страны... Масштабное и бесконтрольное увеличение объемов миграционных потоков, особенно нелегальных, может привести к ухудшению социальной обстановки, обострению конфликтных отношений во взаимоотношениях приезжих с местным населением... Сложившаяся ситуация требует от государства принятия внятной государственной политики, адекватной запросам экономики России и учитывающей мнения российского общества".

Свои выводы ученые подкрепляют результатами опросов, проводившихся с 2007 года. Все они фиксируют наличие напряженности, раскол общества на "своих" и "пришлых". Сходные данные периодически публикуют и практически все ведущие социологические службы и институты. Но кто читает эти научные доклады, кроме научного же сообщества и прямого начальства?

По данным ООН, Россия занимает сейчас второе место после США по объему миграционных потоков. Наша официальная статистика сообщает, что за последние 10 лет новое место жительства на территории РФ нашли 23 миллиона человек: 90% - внутренние мигранты из неблагополучных регионов, около 10% - из-за рубежа, в основном из Средней Азии и Закавказья.

С внутренней миграцией все очевидно: люди ищут "лучшей доли" , происходит отток населения из сел в крупные города, а жители Дальнего Востока, Северного Кавказа, Севера и Сибири стремятся "на материк" и в столицы. Плюс те, кто занят, как раньше говорили, "отхожим промыслом" - временной работой.

- Однако, - поясняет Андрей Покида, - нелегальная трудовая миграция в 4-8 раз превышает легальную. Если сравнить данные Пограничной службы ФСБ России о въезде и выезде со статистикой ФМС и других служб, разница получается огромная: в России ежегодно остается до полумиллиона человек, "пропавших с радаров" миграционных сторуктур. И, как показывают результаты нашего опроса, такие нелегалы вызывают у россиян все большее недовольство.

Положительно или равнодушно люди относятся только к приезжим из соседних регионов (по 43% таких оценок) и лишь у 9% эти мигранты вызывают неприязнь. Более-менее нейтрально воспринимают братьев-славян из Молдовы, Белоруссии или Украины. Но больше половины (50-53%) респондентов с неприязнью смотрят на приезжих с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии, а также Вьетнама или Китая. Толерантность и доброжелательность в данном случае готовы проявлять не более 12-13% коренных жителей, равнодушны чуть больше четверти.

За что мигрантов не любят - известно. Но все же около 40% опрошенных признают, что на приезжих держатся ЖКХ, строительство, торговля.

- Россияне, по сути, развращены дешевизной труда и нетребовательностью мигрантов, - говорит Наталья Зыбуновская. - Их услугами пользуются в России около 30% местных жителей, и это в полтора раза больше, чем в 2007 году (19%). Три четверти делают это именно по причине дешевизны труда гастарбайтеров, потому что качество их работы устраивает только половину коренных жителей. Зато и договорными отношениями с такими наемными работниками никто себя особо не утруждает.

Немудрено, что около 30% опрошенных (в основном приезжие из других регионов России или других районов своей области или края) возмущались: конкуренцию гастарбайтерам и их ценам "нормальный" работник составить не может. Особенно остро проблема стоит в мегаполисах - ее отметили от 40% до 50% жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Краснодарского края.

Не слишком-то комфортно в такой агрессивной среде и мигрантам. По данным опроса, 14% респондентов за последние год-два вступали в какие-либо конфликты с приезжими, в том числе 9% - с трудовыми мигрантами. И хотя в целом отношения местных и приезжих остаются сейчас "сдержанно-нейтральными" (47% таких оценок), больше четверти россиян (27%), по их словам, чувствуют напряжение и даже острое противостояние. О дружбе и доброжелательности говорили лишь 18% респондентов.

По мнению экспертов РАНХиГС, вряд ли ситуация кардинально улучшится.

- В 2012 году миграционный прирост составил 295 тысяч человек при естественной убыли 4,2 тысячи, - поясняет Андрей Покида. - Однако миграционный обмен идет стране явно не на пользу. Даже без учета нелегалов 65-75% приезжающих в РФ - это выходцы из стран Средней Азии и Закавказья с низким уровнем образования, плохо знающие русский язык и традиции. А покидают Россию люди, 40% из которых направляются в страны Западной Европы, США, Канаду и др., - высокообразованные специалисты, профи. По данным нашего Центра, сильнее всего эмигрантские настроения распространены сейчас среди ученых, спортсменов, деятелей искусства, а также успешных предпринимателей и интеллектуалов.

Опросы, проведенные социологами РАНХиГС, показывают: число тех, кто предпочитает жить только в России, по сравнению с докризисным 2007 годом упало с 74 до 68%, примерно каждый двадцатый твердо решил временно уехать из страны, а трое из сотни хотели бы уехать навсегда. Еще 13% готовы на такой шаг, но не знают, как его сделать.

- Чем респонденты моложе, тем больше у них желания покинуть страну временно или на ПМЖ, - замечает Наталья Зыбуновская. - Среди молодежи от 18 до 24 лет так думают 39%, среди 30-39-летних 31%, в старшем поколении (50-59 лет) - всего 15%. Из страны их гонит низкий уровень жизни и скудная зарплата, о чем говорила половина опрошенных, отсутствие социальной защиты (41%). Трудно быть оптимистами, когда 35% не представляют, какое будущее их ждет, а каждый пятый (19%) не может реализовать свои планы.

Как заключают социологи, сейчас в обществе присутствует очень опасный "коктейль" взрывоопасных факторов: плохое социальное самочувствие порождает неуверенность и агрессию, недоверие к властям и силовикам заставляет людей искать "защитников" среди радикалов.. Все это только усугубляется в перегруженных больших городах, где дорого жить и сложно найти работу с достойной оплатой.

Результат, к сожалению, налицо. И предсказать, что бирюлевская история не имеет шансов повториться в другом месте или местах, гарантировать сейчас не возьмется никто.