Павел Алексеевич, одной из тем консультаций будет проблема доступа российских консулов к усыновленным в США российским детям. Она остра для нас?
Павел Астахов: Этот вопрос - наша инициатива. Консульский контроль за жизнью уже усыновленных американцами ребят должен быть беспрепятственным. Тем более, когда Соглашение с США по усыновлению уже не действует де-факто, а 31 декабря прекратит свое действие де-юре, и получится некоторый правовой вакуум. Уже сегодня надо договариваться, какими будут механизмы, обеспечивающие консульский доступ к детям из России.
Разве до сих пор такой доступ был затруднен?
Павел Астахов: А вы вспомните хотя бы прошлогоднюю историю со скандально известным Ranch for kids в штате Монтана... ("Ранчо особого режима". - "РГ" N 149 от 3. 07.2012 г.). Вообще, дети, усыновленные американцами, сразу получают гражданство США. И некоторые родители рассуждают так: "Этот ребенок уже наш, американский, и с какой стати какой-то там консул будет входить в наш дом, в семью?". Не скажу, что многие, но есть и такие "отказники". Прежде информация о живущих в США сиротах поступала нам через отчеты американских агентств по усыновлению. Но после выхода "закона Димы Яковлева" они больше не работают в России. Поэтому консульский контроль за благополучием детей становится единственным каналом связи с нашими ребятами. И надо, чтобы американские власти помогали устранять препятствия в его работе. Чтобы, к примеру, их социальные службы обеспечивали доступ наших консулов к детям, а не устранялись от общения, как это случалось. Венскую конвенцию о консульских сношениях никто не отменял, а она обеспечивает такое право контактов наших дипломатов с российскими детьми в Америке, не надо забывать, что у усыновленного ребенка до его совершеннолетия сохраняется российское гражданство.
В ходе консультаций предполагается обсудить вопросы усыновления российских детей близкими родственниками-гражданами США и теми, у кого двойное гражданство. Означает ли это, что "закон Димы Яковлева" будет как-то скорректирован в интересах сирот? Можно ведь представить такую ситуацию: ребенка, оставшегося в России без семьи, хочет усыновить родная бабушка, имеющая только гражданство США. Будет ли у нее возможность забрать из детдома внука или внучку?
Павел Астахов: Нет, такой возможности не предвидится. Это американцы хотят поставить этот вопрос. Но наш закон говорит вполне определенно: граждане США не могут усыновить в России ребенка.
А люди с двойным гражданством - например, супруги, переселившиеся из Саратова на ПМЖ в Бостон и получившие гражданство США, сохранив и российское?
Павел Астахов: Здесь - вопрос пока открыт. В законе есть некая правовая неопределенность: с одной стороны, такие люди имеют все права граждан РФ, с другой - у них гражданство США, которое не позволяет им усыновить ребенка из России. Нужно ждать разъяснений от компетентных органов. К примеру, по применению закона об однополых браках такие разъяснения давал Верховный суд. Видимо, и в этом случае это будет его задачей.
И, наконец, третий "детский" вопрос, который планируется обсудить на консультациях: дети из распавшихся семей с разным гражданством родителей и проблемы международного похищения детей. Видимо, речь пойдет о случаях, подобных истории Антона Салонена, похищенного отцом-финном у матери-россиянки?
Павел Астахов: Для начала, разговор будет о сроках признания США ратификации Россией Гаагской конвенции о международном похищении детей. Мы два года назад стали 83-й страной, присоединившейся к Конвенции, и для наших отношений с Америкой в этой сфере важно, чтобы факт этот был ею официально признан. Дело в том, что после присоединения к Конвенции любая страна должна быть признана каждой из стран-участниц для того, чтобы договор начал действовать между ними. Такое двустороннее признание особо оговаривается в этом документе. На апрель этого года наше участие в Конвенции признали 19 стран. Когда это произойдет между РФ и США, все будет решаться проще.
Дележ детей экс-супругами, один из которых россиянин, а другой - американец, часто случается?
Павел Астахов: Таких случаев много. Самый типичный - когда мать с отцом разводятся в США, дело об установлении опеки над ребенком рассматривается в американском суде, и в это время мать берет ребенка и уезжает с ним в Россию. Или такая история: американец женится на москвичке, и они живут в США. После развода договариваются, что дочь живет с мамой в Москве, а каникулы проводит с отцом во Флориде. Во время очередных каникул отец сообщает матери, что ребенок останется жить у него...
В жизни самые разные сюжеты случаются.