В прошлом он проходил в основном по классовому признаку, сейчас исключительно с оглядкой на образование, личные качества и знание языков. Главным поставщиком кадров, претендующих на ведущие роли в МИДе, начиная с послевоенных годов, является Национальная школа администрации (ENA), которая выковывает руководящих работников для государственного аппарата. Попасть туда можно только при наличии, скажем так, "красного диплома" высшего образования и сдав труднейшие экзамены. Учеба два с половиной года с выставлением бескомпромиссного рейтинга каждому студенту. По завершении самые-самые имеют право выбора, где служить Отечеству. Многие выбирают дипломатическую стезю. Правда, сейчас в дипломаты можно попасть не только через элитную кузницу кадров. Многие, получив юридическое или иное гуманитарное образование, к примеру, в Институте восточных языков, проходят обкатку в "Сьянс-По", где занимаются изучением политических наук. После этого, чтобы попасть на Ке д Орсе, надо пройти отбор на конкурсной основе.
На долю французского дипломата в среднем приходится по 7 - 8 долгосрочных (3 - 4 года) зарубежных командировок, между которыми по нескольку лет он работает в мидовском аппарате в Париже. Откровенно говоря, я не встречал французских дипломатов, которые жаловались бы на материальную сторону своей работы. Зарубежные миссии считаются особо ответственными и, учитывая степень их сложности, оплачиваются по повышенному тарифу.
Где живут французские дипломаты, работающие за рубежом? Какого-то общего регламента, судя по всему, нет. В европейских странах, где нет особых проблем с безопасностью, дипломаты по возможности снимают жилье в городе. Там, где проблемы существуют, на территории посольств или в отдельных посольских кварталах, компаундах. Отдельно стоит вопрос охраны дипломатических представительств. Эту функцию исполняют жандармы, которые организационно входят в состав министерства обороны. Их несколько сотен. Причем большая часть их несет службу в посольствах таких неспокойных стран, как Йемен, Афганистан, Ливан, Ливия. Кстати, двое жандармов минувшей весной пострадали в Триполи, где у стен французского посольства была взорвана мощная бомба. Только по счастливой случайности они остались живы: зарядом снесло 80 процентов строения.