Авианосец "Викрамадитья" испытал на прочность российско-индийскую дружбу

Военно-техническое сотрудничество и, в частности, предстоящая в середине ноября  передача авианосца "Викрамадитья",  прошедшего в России ремонт и модернизацию в интересах ВМС Индии, заняли особое место в повестке российско-индийского саммита, открывшегося сегодня в Москве. К этой дате мы получили официальное разрешение индийской стороны на публикацию в "Российской газете" интервью коммодора Сураджа Берри, который во главе индийского экипажа участвовал в испытаниях авианосца в Белом и Баренцевом морях, а теперь готовится принять заново рожденный корабль под свое командование.

Коммодор Берри, не могли бы вы рассказать о взаимодействии российского и индийского экипажей во время испытаний "Викрамадитьи"?

Сурадж Берри: Взаимодействие и профессиональное понимание, существующее между военно-морскими силами Индии и России, выдержало проверку временем. За последние годы большое количество индийских моряков побывало в России в связи с различными проектами, внося свой вклад в укрепление нашей дружбы. А совместные российско-индийские учения "Индра", которые проводятся ежегодно с участием двух флотов, отражают наши прочные, теплые взаимоотношения и служат подтверждением взаимных обязательств.

На испытаниях "Викрамадитья" мы были в тесном контакте с 12-й экипажем ВМФ России под командованием капитана I ранга Игоря Рябко. И хотя моряки из наших двух команд не слишком сильны в языках, мы достигали хорошего понимания и действовали согласованно. Это обеспечивала объединенная группа по планированию и координации из состава двух экипажей, а также штаб бригады,  отвечавший за успешное проведение испытаний. Не менее сложная задача была у совместной рабочей группы по обучению - совместить морскую практику нашего экипажа с насыщенной программой испытаний. Ведь на корабле проводилось множество таких проверок на главной энергетической установке, системах генерации и распределения электроэнергии, испытывались радиоэлектронные средства, устройства и механизмы для перемещения самолетов и вертолетов на полетной палубе, отрабатывались операции по швартовке и постановке на якорь, спуску и подъему катеров и многое другое.

Отмечу, что наше сотрудничество распространялось также на спортивные и культурные мероприятия, которые проводились на корабле. В 2012-м и в 2013-м годах два экипажа, что называется, плечом к плечу, принимали участие в праздновании Дня ВМФ России и Дня независимости Индии, при этом на корабле вывешивались флаги обеих стран. Это подчеркивает наше единение и чувства взаимного уважения. Мы благодарны Военно-морскому флоту России за профессионализм и поддержку, оказываемую нам на каждом этапе испытаний.

А как оцениваете работу, выполненную "Севмашем" в период ремонта и реконструкции корабля?

Сурадж Берри: Проект 11430  совершенно уникален и, возможно, единственный в своем роде, когда тяжелый авианесущий крейсер преобразован в полноценный авианосец, использующий систему взлета и посадки STOBAR. Масштабы, количество и качество работ, выполненных "Севмашем", можно назвать техническим чудом, отображающим технологическое мастерство на уровне мирового класса.  Несмотря на множество трудностей, которые приходилось преодолевать в ходе ремонта и переоборудования, "Севмаш" совместно с контрагентами и "Невским ПКБ" создал действительно надежный, мощный и способный на многое боевой корабль. 

Тот факт, что на первом этапе морских испытаний в 2012 году корабль (после 17-летнего перерыва!) провел в море более ста дней без крупных аварий и неисправностей, свидетельствует о высоком качестве работ, выполненных "Севмашем". Обидной неудачей прошлого года стала неисправность кирпичной кладки котлов. На втором этапе ходовых испытаний, в 2013 году, котлы работали отлично, в соответствии с расчетными параметрами. Это в полной мере отображает возможности кораблестроительной верфи "Севмаш". Тщательная, всесторонняя и скрупулезная работа по превращению проектных решений в реальность, выполненная профессионалами завода, среди которых и мужчины, и женщины, заслуживает высшей оценки.

С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе модернизации корабля? Как они  преодолевались?

Сурадж Берри:  Объем и масштаб работ по ремонту и модернизации корабля огромен, и трудно его недооценить. Первоначально предполагаемые работы включали модификацию полетной палубы, в том числе сооружение трамплина, монтаж аэрофинишеров и удерживающего устройства.  Кроме того, потребовалась модификация многочисленных систем, оборудования, различных датчиков и приборов, а после этого - усовершенствование и замена другого оборудования. И - полная замена кабельных линий. 

Иными словами, по мере выполнения работ увеличивался их объем - в сравнении с тем, что было предусмотрено первоначально. Это повлекло необходимость новых переговоров  с целью пересмотра стоимости и сроков исполнения контракта. Этап с января по ноябрь 2007 года стал для всех настоящим испытанием. Но каждая из сторон продемонстрировала не только свою верность нашим отношениям, проверенным десятилетиями дружбы, но также и желание разрешить непростую ситуацию. В дискуссиях и на переговорах каждый  обосновывал свою позицию, при этом стремился понять партнера. Позитивный подход индийской стороны позволил обеим сторонам сохранить веру в проект. После этого работы возобновились и шли уже без оглядок на прошлое…  В итоге получился корабль, который ни в чем не уступает вновь построенному. Корпус его в отличном состоянии,  и он отлично прослужит ВМС Индии не один десяток лет.

Трудно ли управлять кораблем, переняв контроль над ним у моряков российского экипажа? С какими трудностями пришлось столкнуться при этом?

Сурадж Берри: Каждый раз, когда ВМС Индии вводили в строй авианосец, его приходилось тщательно изучать. То же самое происходит и теперь, разница только в том, что наш корабль - самый большой из приобретенных ВМС Индии на сегодняшний день. Водоизмещение "Викрамадитья" - 45 тысяч тонн, он действительно очень большой. 

Современное оборудование и системы требуют знаний и мастерства в эксплуатации. Из состава ВМС Индии отобран квалифицированный личный состав, с достаточным опытом плавания. Кроме того, наши моряки под руководством представителей ВМФ России прошли интенсивное обучение по специально составленной программе. Методология обучения дала возможность индийскому экипажу должным образом перенять премудрости управления кораблем и его технического обслуживания. 

Опыт участия в ходовых испытаниях и практического обучения на борту корабля предоставил экипажу отличную возможность получить необходимые навыки под наблюдением российских специалистов. Получив шанс самостоятельно управлять авианосцем, маневрировать и ставить его на якорь, я должен сказать, что у корабля отличные характеристики управляемости. Несмотря на свои размеры, он слушается руля не хуже сравнительно небольшого фрегата. Мощность и маневренность обеспечивают возможность эффективной эксплуатации корабля. 

Имея опыт эксплуатации авианосцев и вертолетонесущих платформ, индийский экипаж смог освоить оборудование, установленное на корабле. А тесное общение и товарищеское взаимопонимание с членами российского экипажа позволили индийским морякам преодолеть неизбежные в таких случаях трудности и помогли быстрее вникнуть в тонкости самостоятельного управления системами корабля.

Какое место, по-вашему, авианосец "Викрамадитья" займет в строю кораблей индийских ВМС после того, как будет официально передан?

Сурадж Берри: С учетом военно-морской доктрины ВМС Индии корабль станет частью Западного флота и будет выполнять свою задачу в боевом строю индийских ВМС. Отличный рабочий ресурс, высокая скорость срабатывания, прекрасные мореходные и боевые характеристики, подтвержденные в период испытаний, сделают корабль провозвестником изменений на арене военно-морских сил.

Корабль станет центральной частью соединения кораблей, демонстрирующим новые возможности и подходы в решении задач, стоящих перед ВМС Индии. Он будет использоваться для обучения нынешнего и будущих поколений пилотов морской авиации, включая летчиков-истребителей, давая им возможность принимать участие в боевых операциях с палуб таких же или больших по размеру кораблей. Мы сможем эффективно нести службу по обеспечению безопасности, стабильности и спокойствия на море, представляя интересы нашей страны в водах Мирового океана.

Правительство Индии уделяет особое внимание повышению возможностей флота в обеспечении свободного экономического развития и национального прогресса. Поэтому наш корабль с авиакрылом и вертолетами в составе флота Индии определенно усилит его возможности.

Коммодор Берри, не могли бы вы немного рассказать о себе? На каких кораблях вы служили до "Викрамадитьи"? Насколько важной вехой он оказался в вашей карьере? Какие чувства вы испытываете, стоя на мостике и управляя таким могучим кораблем?

Сурадж Берри: Я родом из семьи военных. Учился в военно-морской академии, в 1987 году был призван в Военно-морские силы Индии. За прошедшие 26 лет была  возможность нести службу и на море, и на берегу - большую часть моей карьеры удалось посвятить морской службе.  

Я специалист по артиллерийскому делу и ракетным установкам, мне поручали исполнять должностные обязанности на различных кораблях. В прошлом имел честь и привилегию быть членом сдаточной команды эсминца "Дели", командовать ракетным кораблем "Нирбик", сторожевым кораблем "Кармук" и фрегатом "Талвар". Находясь на берегу, выполнял обязанностями в штабе Западного командования ВМС, был офицером - специалистом по операциям передвижной береговой ракетной батареи "Рубеж-Э", советником по вопросам обороны на Шри-Ланке и Мальдивских островах, директором по подбору персонала в штабе ВМС и ассистентом начальника штаба ВМС. Кроме того - закончил курсы по подбору персонала для ВМС при Высшем военно-морском колледже в США, Род-Айленд.

Считаю для себя большой удачей тот факт, что мне доверили командование таким великолепным кораблем. Стоя в ходовой рубке или на полетной палубе, я осознаю эту огромную ответственность, доверие и честь, оказанную мне индийскими ВМС и моей страной. Задача сдать корабль Военно-морским силам Индии и обеспечить готовность экипажа к безопасному и эффективному выполнению эксплуатационных задач наряду с летными операциями, действительно, налагает особую ответственность. 

Эффективное планирование, тщательная профессиональная подготовка, создание эффективных методик эксплуатации оборудования, высокие стандарты безопасности, успешное управление и четкие принципы администрирования, а кроме того, выработанные временем традиции, обычаи и дисциплина, я надеюсь, проложат путь к успеху моего экипажа. Большое количество офицеров и личного состава - представители лучшей части профессионалов из состава ВМС. И я в самом деле счастлив оттого, что сознаю себя частью этого экипажа и нахожусь с ним на одном корабле. 

"Российская газета" благодарит  за помощь в подготовке этой публикации пресс-службу ОАО "ПО "Севмаш". 

Фоторепортаж