Как признался вице-президент, председатель комитета по развитию конкуренции "Деловой России" Николай Остарков, в прежние годы ФАС рассматривалась малым и средним бизнесом как антимонопольный защитник, особенно в борьбе за место под солнцем с ГУПами и МУПами, которые на региональном уровне захватывали целые отрасли.
Однако экстенсивный рост полномочий ФАС, по мнению Остаркова, перестал быть позитивным в последнее время для малых и средних предприятий, которые попали под пристальное внимание антимонопольных органов.
Сопредседатель национального союза защиты прав потребителей России Алексей Ульянов полагает, что Россия находится не в той экономической ситуации, чтобы допускать более жесткое по сравнению со странами БРИКС, странами Европы и США регулирование, в том числе антимонопольное.
"Если рассмотреть структуру реестра монополистов, - подчеркнул Ульянов, - то в этом реестре высока доля дел малого и среднего бизнеса - почти две трети. По картелям - тоже почти две трети. А по делам, которые оспорены в суде, - 56%".
"К большому сожалению, 90% картельных дел - это малый и средний бизнес, либо дела, когда под картель подводится просто договор покупателя и продавца. Четвертый антимонопольный пакет эту проблему не просто не разрешает, но есть опасность, что он ее усугубит", - предупреждает Ульянов.
Сейчас соглашения о совместной деятельности допустимы, если они ведут к техническому прогрессу и выгодам для потребителей. Новация четвертого антимонопольного пакета - отмена допустимости таких соглашений.
Эксперты полагают, что это подорвет и без того невысокие стимулы к инвестициям в высокотехнологичные отрасли российской экономики.
Четвертый антимонопольный пакет должен ввести правила недискриминационного доступа к товарам субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Бизнес считает, что ФАС не доказала, зачем нужна эта норма, что мешает сейчас применять действующее законодательство к нарушителям.
Вызывает вопросы бизнеса и предложение антимонопольной службы о том, что предприятие, у которого выручка от субсидируемой деятельности составляет менее 75%, не сможет претендовать на субсидию государства.
Эксперты полагают, что это нововведение не позволит претендовать на получение государственных преференций мультипродуктовым компаниям. Спорит бизнес и с предложенными процедурами "апелляционного" пересмотра решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства, принятыми территориальными управлениями ФАС России в центральном аппарате службы.
Полный текст читайте в ближайшем номере "РБГ".