Падение спроса обусловлено двумя основными причинами. Первая - тревожная экономическая ситуация, вторая - падение доверия к "российским" МВА на отечественном рынке, полагает ректор МИМ ЛИНК Сергей Щенников.
Снижение популярности MBA программ - это очевидное следствие постепенного разочарования целевой аудитории не только в самом качестве данного формата бизнес-образования в России, но и перспективах использования полученного диплома в развитии собственной карьеры, полагают эксперты. И такое разочарование небезосновательно.
- Бизнес-обучение - это одно из тех направлений образования, которое в большой степени требует тесной связи с современной бизнес-практикой, современными тенденциями и подходами, благодаря которой поддерживается актуальность учебного материла, его применимость в реальной деятельности, - говорит Дмитрий Дмитриев, преподаватель Российско-немецкой высшей школы управления РАНХиГС. - Такая связь достигается прежде всего за счет особого класса преподавателей - "преподавателей-практиков", которых, к большому сожалению, в программах MBA задействовано немного. На деле же студенты получают классических преподавателей российского вуза, привлекаемых в основном из университета, на базе которого MBA программа открыта. Однако то, что хорошо и актуально для студента вуза, у слушателя MBA нередко вызывает чувство потери времени.
Слушатель программы MBA может легко оценить актуальность и применимость получаемых знаний и умений. Как правило, это не вчерашний студент, а менеджер, который приходит учиться с конкретным бизнес-запросом, основанным на собственном опыте работы.
- К сожалению, за последнее время проблема качества преподавания на российских MBA программах не только остается нерешенной, но и в определенной мере усугубляется. При том, что потребитель образовательных услуг становится с каждым годом все более требовательным и искушенным, - добавляет Дмитрий Дмитриев.
Возросшую требовательность потенциальных клиентов бизнес-школ отмечает и Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК, но в качестве обучения он не сомневается: "Качество обучения на российских программах МВА непрерывно растет. Программы сейчас иные, чем 10 лет назад. Другое дело, что и люди, приходящие на эти программы, иные - всё более прагматичные, грамотные и предъявляющие все большие требования к МВА. Да и бизнес-школы могут заметно отличаться. Поэтому и возникают разные точки зрения на качество обучения".
Сегодня на рынке представлено более сотни бизнес-школ, предлагающих программы МВА, но постепенно их останется в разы меньше. Просто потому, что этот тип образования нужен не очень большому количеству людей, полагает Пятенко: "К примеру, в компании численностью 10 000 человек программа МВА реально полезна и нужна 50-100 из них, а другим сотрудникам практично иное. Программы МВА вещь важная, нужная, но это отнюдь не весь рынок бизнес-образования. Например, все больший сегмент рынка у МВА отнимают профессиональные квалификации, которые поддерживаются теми или иными международными ассоциациями - бухгалтерскими, аудиторскими и т.д. Часть аудитории предпочитает эти профессиональные дипломы корочке МВА".
Сыграло свою роль и то, что российские бизнес-школы больше не выдают государственный диплом МВА. В России в отличие от остального мира государственное людям все-таки привычнее и понятнее, чем негосударственное. Но этот образовательный стереотип постепенно размывается.
- То, что российские бизнес-школы больше не выдают государственный диплом МВА, - негативный фактор, но не очень значительный. Люди уже привыкли учиться на массе разнообразных коротких программ, где в принципе никакого государственного штампа нет, - отмечает Сергей Пятенко.
- В России ценность MBA неоднозначна - прямой зависимости между получением бизнес-образования и ростом дохода нет. Лишь немногие школы могут привлечь преподавателей мирового уровня. И в единицах собирается интересный с точки зрения контактов и обмена опытом состав студентов. Польза же от диплома MBA, пусть даже и государственного образца, полученного в остальных школах, сомнительна, - продолжает Елена Хромова, партнер BDO в России.
Люди идут на программы МВА за знаниями, бумага в этом случае стала играть меньшую роль. Более того, в бизнес-школах считают, что отмена госдиплома даже к лучшему.
- Первые программы МВА, в том числе и в нашем институте, появились в России до того, как придумали госдиплом. К сожалению, это привело к ухудшению качества программ. Возможно, что отмена госдиплома и привела к некоторому оттоку клиентов, но это как раз не те люди, которым нужна эта программа, - уверен Сергей Щенников. - Безусловно, отмена госстандартов - большое благо. Госстандарты доминирующие государственные учебные заведения делали "под себя", что не оставляло пространства для инноваций. После отмены госстандартов мы избавились от перегруженности теоретической экономикой, сократили английский язык (для этого есть специальные курсы), переформатировали некоторые курсы. Но это не главное. Главное то, что наша инновационная практикоориентированная программа МВА объективно не могла соответствовать представлениям прошлого века, которые были заложены в стандартах, и которые прилежно воспроизводились большинством. Это порождало массу проблем разного характера. Теперь мы относительно свободны в выборе стратегии своего развития и решении проблем потребителя.
Прекрасно, что школы обрели долгожданную свободу, но что дальше? Необходимо развитие механизмов общественной аккредитации, уверен Сергей Щенников. "Но именно "общественной", а не создание "миниРособрнадзоров", замешанных на административном ресурсе", - уточняет он.
Пока в России создан только Национальный акредитационный совет делового образования (НАСДОБР), деятельность которого эксперты оценивают неоднозначно. В итоге все больший вес приобретает международная аккредитация, а точнее, три ее наиболее авторитетные системы - британская AMBA, европейская ЕFMD и американская AACSB - иначе говоря, triple crown accreditation (тройная корона). Правда, в России тройную корону надеть пока не удалось ни одной из бизнес-школ.
- Международная аккредитация - это показатель соответствия школы и ее программ общепризнанному качеству образования. Большинство российских школ не удовлетворяют всем требованиям, установленным за рубежом, поэтому в РФ похвастаться этим может буквально несколько из них. Процедура получения заветных трех корон чаще всего представляет собой несколько этапов. Сначала школа направляет в ассоциацию годовой отчет и другую информацию о своей деятельности, затем встречает у себя специальную комиссию, эксперты которой беседуют с ее топ-менеджментом, несколькими ведущими преподавателями и студентами. Узнают о карьерном росте, увеличении уровня доходов, о влиянии учебы в бизнес-школе у выпускников. После получения всей необходимой информации принимается решение об аккредитации, - рассказал "РГ" Константин Макаров, исполнительный директор "Бинго-Бум".
Аккредитация - это своего рода признание качества работы бизнес-школы или одной из ее программ, поэтому школы стараются получить максимальное число аккредитаций. У нескольких российских школ уже есть заветные сертификаты АМВА, отдельные программы аккредитованы ЕFMD, а вот AACSB пока не имеет ни одна из отечественных школ.