Первый прокурор послевоенного Берлина отмечает столетний юбилей

В сто лет он ходит на премьеры фильмов, всегда в курсе событий своих коллег, предпочитает лифту подъем по лестнице пешком. Все это - о нижегородце Константине Михайловиче Чистякове - полковнике юстиции, первом военном прокуроре послевоенного Берлина.

Накануне юбилея корреспондент "РГ" встретился с легендарным работником прокуратуры, который раскрыл секрет долголетия, рассказал о жизни в послевоенном Берлине, своем отношении к фильму "Сталинград" и межнациональным конфликтам в современной России.

- Я не чувствую себя старым, не сдаюсь годам, наверное, это потому, что мне интересно все новое, но в то же время я бережно храню память о том, что было, - говорит Константин Михайлович.

Он родился в октябре 1913 года в деревне Лазарево Богородского района Нижегородской области в семье крестьянина.

- Я не помню свою родную маму, она умерла, когда мне было несколько месяцев, отец, оставшись с четырьмя детьми на руках, женился второй раз на прекрасной женщине, которая растила меня и моих братьев и сестру как родных, - вспоминает Константин Михайлович. - Батюшка-то мой выпить любил, но при этом хозяйство у нас было не хуже, чем у других, мы были середняками. Многому меня в детстве учил дед, он до 116 лет прожил, умер в 1938 году, когда я уже студентом был. Помню, приеду на каникулы, а дед с утра взял молоко и в Богородск - продавать, пешком, а потом обратно и опять пешком. Дед мой был уверен, что советской власти долго не продержаться, а я хотя и родился до революции, но той дореволюционной жизни практически не помню, мал был. Я на деда похож тем, что неравнодушный, что интересно мне все до сих пор.

Константин Михайлович смеется, говорит, что после того, как он рассказывает о своем деде, собеседники начинают расспрашивать о семейном секрете долголетия.

- Нет никакого секрета, - уверен Константин Чистяков. - Мой дед ни разу в жизни не курил, а про алкоголь так говорил: "Выпил стакан красного вина на своей свадьбе и больше к рюмке не прикасался - не мое это". А я-то совсем другое дело. Курить я бросил лет 20 назад, сам, без помощи врачей, просто кашлять стал много и решил, что дымить хватит. А выпивать, я и сейчас выпиваю. Врачи говорит, что можно в день граммов 10-20 себе позволить, а я граммов по 30-40. Хотя, конечно, здоровье стало не то, вот по лестнице поднимаюсь и останавливаюсь иногда, отдыхаю, хотя и живу всего-то на третьем этаже.

Ирина Вячеславовна - жена Константина Михайловича - называет мужа неугомонным. Супруги живут вместе уже 10 лет, первая жена ветерана, с которой они прожили вместе больше 60 лет, умерла.

- Все новости ему интересны, по работе до сих пор скучает, коллег своих о нюансах дел, которые они расследуют, расспрашивает. Я моложе его, мне 61 год, но такой большой жажде жизни, легкости на подъем, я у него учусь. И не заскучаешь с ним, вот буквально только что были в кино на премьере.

Ветеран Великой Отечественной войны, награжденный медалью "За оборону Сталинграда", пропустить новинку о войне не смог.

- Этот фильм не о боях за Сталинград, - уверен Константин Михайлович. - Я там был, я знаю, о чем говорю. Сталинград защищали и солдаты, и мирные граждане, там был такой накал патриотизма, настоящего. А фильм не о патриотизме, а скорее о сближении наций. Да, теперь, наверное, можно повернуть дело и так, но тему для этого выбрать можно было другую. Мне сто лет и главное, что я могу оставить, как наказ и своим правнукам, и всем молодым: любите свою Родину, защищайте ее, не позволяйте обижать.

С войной у Константина Михайловича связана очень большая часть жизни.

- Участвовал в 1939 году в польской кампании, в 1940 году - в финской, а в 1941 году в иранском походе, потом - в Великой Отечественной войне, - кратко перечисляет полковник Чистяков.

Сразу после окончания института в 1938 году Константина Чистякова направили служить в военную прокуратуру. А в 1939-м фашистская Германия напала на Польшу, и советские войска вступили на территорию западной Белоруссии. В декабре 1940-го корпус, в котором проходил службу Чистяков, отправили на Карельский перешеек для участия в советско-финской войне. Кровопролитные бои у знаменитой неприступной Линии Маннергейма, 40-градусный мороз, четыре месяца боев. И, несмотря на все это, победа. Но долго праздновать было некогда, корпус перебросили на южную границу в Иран. Германия пыталась вовлечь Иран в войну против СССР, наши войска эти попытки пресекали.

Даже долгожданная Победа обернулась для Чистякова новым военным назначением - он стал первым прокурором Берлина.

- Это было сложное время, - вспоминает Константин Михайлович. - Каждый день к нам из западного Берлина приходили рабочие, потому что на нашей территории был дешевый хлеб. Конфликты, которые приходилось разбирать, в основном тоже касались противостояния немцев с немцами. Те, что остались на территории ГДР, не оказывали никакого сопротивления нашим войскам, а те, что жили в западной части города, нередко называли их за это предателями. Помню, был момент, когда наши войска за сутки выловили несколько сотен немцев с радиопередатчиками и оружием, все они были из западных земель Германии. Не сработай мы тогда так четко, и кровопролития было бы не избежать.

- Самый счастливый день в моей жизни - день Победы, самый яркий период - Великая Отечественная война, - говорит Константин Михайлович. - Знаете, мне очень больно, когда сейчас говорят о национализме. Мы воевали все вместе, мы делились последним, мы прикрывали спину друг друга, рисковали своей жизнью, защищая товарища, и при этом не спрашивали чеченец он или еврей. Как юрист с большим опытом, могу с уверенностью сказать, что в России, как в государстве многонациональном, обязательно должно быть министерство национальностей.

Константин Михайлович волнуется, Ирина Вячеславовна берет супруга под руку, просит успокоиться.

- Может быть, мои правнуки воплотят эту идею, Дима и Женя, двадцатилетние парни, оба юристы, не пьют, не курят, не женаты, между прочим, - Константин Михайлович улыбается лукаво. - Хорошие мальчишки. Да, сейчас в прокуратуре много умных молодых ребят работает, я вот прихожу в родную Нижегородскую прокуратуру, смотрю, нарадоваться не могу. Кстати, в молодости я мечтал стать летчиком. Но я видел, сколько вокруг нарушений закона, сколько людей страдает и не только от бандитов и хулиганов, но и от нечестных руководителей, и решил стать следователем, и не пожалел, ни разу не пожалел.

Досье "РГ"

Константин Михайлович Чистяков - участник Польской, Финской боевых кампаний - родился 20 октября 1913 года в деревне Лазарево Богородского района Нижегородской области. В годы Великой Отечественной войны участвовал в боевых действиях на Закавказском, Юго-Западном, Донском, Степном, 2-ом Украинском фронтах. Первый военный прокурор Берлина (1952-1953 годы). Награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, двумя медалями "За боевые заслуги" и медалью "За оборону Сталинграда", "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне". В декабре 1960 года Константин Чистяков вышел в отставку и приехал в Горький, где 24 года проработал в областной прокуратуре, занимая различные должности: старшего следователя, прокурора следственного управления, прокурора отдела по надзору за рассмотрением уголовных дел в судах, прокурора отдела по надзору за следствием и дознанием, прокурора отдела общего надзора. На пенсию вышел в 1985 году в 72 года. Полковник юстиции. Почетный работник прокуратуры.