21.10.2013 22:15
    Поделиться

    Спецслужбы Кореи оказались в центре предвыборного скандала

    Несмотря на длящийся уже несколько месяцев скандал по поводу возможного вмешательства спецслужб Южной Кореи в президентские выборы, он не только не утихает, но и набирает новые обороты. Вслед за Национальной разведывательной службой (НРС) Кореи под подозрением оказалось и военное ведомство страны. Как выяснилось, офицеры Командования киберопераций Минобороны размещали негативные комментарии по поводу оппозиционного кандидата, что запрещено госслужащим.

    Параллельно оппозиция обвинила правящий лагерь и администрацию президента в том, что они оказывают давление на Генеральную прокуратуру, которая ведет следствие по делу. За отставкой генпрокурора, который активно вел следствие против спецслужб, последовало теперь обвинение в превышении полномочий и в отношении непосредственно главы следственной группы. Напомним, что по итогам прошедших в декабре прошлого года президентских выборов победу одержала представитель правящий партии Пак Кын Хе. Однако буквально накануне голосования раздались обвинения в адрес НРС по поводу ее вмешательства в выборы с целью поддержать Пак.

    Полиция не смогла выявить нарушения, но уже после выборов прокуратура смогла доказать, что нарушения предвыборного законодательства со стороны сотрудников НРС имели место. Под давление фактов Министерство обороны Южной Кореи признало, что офицеры Командования киберопераций накануне прошедших президентских выборов размещали комментарии с критикой оппозиционного кандидата. Руководство военного ведомства заявило, что оно начало проведение полномасштабного следствия в этой связи, так как подобная деятельность запрещена для госслужащих.

    "Мы вынуждены пойти на проведение полномасштабного расследования данных случаев, так как четыре офицера Командования киберопераций признали, что размещали соответствующие посты в личных блогах в Твиттере", - говорится в заявлении представителя Минобороны. Он также добавил, что расследованием займутся совместно военная прокуратура и полиция. Также стало известно, что начать расследование приказал лично министр обороны Ким Гван Чжин, а обвинения в адрес именно военных озвучила как и в случае с НРС оппозиция, а именно депутат от Демократической партии, который участвовал в процедуре парламентской проверки военного ведомства. Теперь следователям предстоит выяснить, были действия офицеров Командования киберопераций их личной инициативой либо они это сделали по указанию вышестоящего руководства. Предварительные результаты расследования должны стать известны в ближайшие дни.

    Понятно, что у оппозиции и Минобороны разные точки зрения по этому вопросу. Оппозиция считает, что все это является частью широкой кампании "спецслужбы против кандидата от оппозиции Мун Чжэ Ина", военные же склонны видеть во всем этом "личную точку зрения и инициативу отдельных подчиненных". С другой стороны, как выяснилось, военные офицеры "репостили" в своих блогах в том числе и те критические по отношению к оппозиционному кандидату комментарии, которые публиковали сотрудники НРС. Один из депутатов от оппозиции также заявил, что конкретно Командование киберопераций Минобороны частично финансируется за средства НРС. Это, кстати, признал и глава военного ведомства Ким Гван Чжин. В том числе и поэтому пошли слухи "о всеобщем заговоре".

    Так или иначе, скандал с вмешательством спецслужб в выборы достаточно неожиданно получил новое развитие. Если раньше во всем видели только "руку НРС", то теперь речь идет и об участии и военных. Офицерам в любом случае уже обещано наказание, так как они обязаны сохранять политический нейтралитет, но, как понимают все, на кону более серьезные обвинения и выводы. Тем временем в части с вмешательством НРС события продолжают стремительно развиваться. Оппозиция заявила, что сотрудники спецслужбы разместили накануне выборов более 55 тысяч критических комментариев в Интернете против оппозиционного кандидата Мун Чжэ Ина.

    Правящая партия утверждает, что подтверждено лишь около двух тысяч случаев. Одновременно скандалы продолжили сотрясать и генпрокуратуру. Напомним, что совсем недавно вынужден был уйти в отставку генпрокурор Чхэ Дон Ук, который проявил особую активность по части расследования вмешательства НРС. В СМИ была опубликована информация о наличии у него внебрачного сына. Понятно, что совпадения расследования против НРС с появлением такого компромата натолкнуло многих на мысль о том, что чересчур независимого прокурора решили убрать за его принципиальность. Теперь же наступила очередь и непосредственно начальника следственной группы Юн Сок Ёля, который курирует скандал с выборами.

    В самой генпрокуратуре начато расследование против него за несоблюдение субординации. Юн инициировал аресты сотрудников НРС и обыски в их домах без консультации с директором НРС и своим руководством, с кем в принципе должен был согласовать свои действия. Юн же не отрицает, но отмечает, что "смешно надеяться на настоящее расследование, когда предупреждаешь тех заранее, к кому идешь с обыском". Он намекает, что директор НРС предупредил бы подчиненных и приказал бы уничтожить доказательства вмешательства. Одно из корейских изданий также сообщило, что директор НРС уже дал указание подчиненным молчать на допросах в прокуратуре. Сам глава следственной группы, который был одним из соратников экс-генпрокурора, заявил, что в отставку не уйдет, так как просто делал все, чтобы добраться до истины. С ним солидарна и оппозиция. Последние также отмечают, что спецслужбы чужими руками пытаются убирать всех тех, кто пытается "вывести контрразведку на чистую воду".

    Правящий лагерь же указывает на нарушения тех процедур и правил, которые должны соблюдаться вне зависимости от того, что расследуется. Получается, что вся история с выборами обрела два параллельных измерения. С одной стороны, следственные органы пытаются добраться до НРС и Минобороны, уличив их уже их представителей во вмешательстве, но с другой, все те, кто руководят расследованием, по той или иной причине отстраняются от работы. В этой связи в качестве арбитра многие стали смотреть на Пак Кын Хе. Представители последней уже заявили, что "их победе НРС никак не помогала". Но после этого администрация президента старательно дистанцируется от скандала и всего калейдоскопа событий вокруг данной истории. Недавно было заявлено лишь, что "все внимание президента Пак поглощено внешней дипломатией". Действительно, в последние недели лидер Южной Кореи совершает одно зарубежное турне за другим, комментируя в основном лишь внешнеполитические вопросы и обходя стороной внутриполитическую шумиху. Комментаторы же отмечают, что рано или поздно и Пак Кын Хе придется обозначить свою позицию по этому вопросу, так как этого все больше требует общественность.

    Поделиться