Задержаны лидеры "Шереметьевского профсоюза летного состава"

Задержание лидеров "Шереметьевского профсоюза летного состава" (ШПЛС) вернет диалог летчиков "Аэрофлота" с руководством в рабочее русло. Это пойдет на пользу всем: и пилотам, и самой авиакомпании, считают эксперты.

В прошедшие выходные были взяты под стражу лидеры одного из самых скандальных профсоюзов последнего времени: исполнительный директор ШПЛС Алексей Шляпников и член профсоюза Валерий Пимошенко были задержаны правоохранительными органами с поличным - в момент получения из депозитария банка 10 млн рублей в счет взятки, которую они требовали с "Аэрофлота". Всего, по данным следствия, они требовали с летного директора авиакомпании 100 млн рублей. За эти деньги профсоюзные лидеры обещали прекратить массовые протесты пилотов, требовавших с авиаперевозчика увеличения заработной платы летчикам. Лидеры ШПЛС обвиняются в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 4 статьи 159 УК РФ (покушение на хищение имущества ОАО "Аэрофлот" путем обмана, в особо крупном размере). Максимальная санкция по этой статье - лишение свободы на 10 лет.

20 октября, был задержан третий фигурант - основной "спикер", "вещавший" от имени летчиков, Сергей Кнышов, муниципальный депутат Можайского района, бывший пилот "Аэрофлота". Брали активиста громко: с милицейской погоней.

Это задержание проливает свет на саму историю противостояния авиаперевозчика и некоторой части летного состава. До сих пор наблюдатели недоумевали, чем руководствуются протестующие летчики. Не секрет, что в России для них сложилась уникальная ситуация. Согласно закону отечественные авиаперевозчики не имеют права нанимать иностранных пилотов. Сегодня наблюдается дефицит летного состава, особенно капитанов экипажей. Благодаря этому российские летчики - одни из самых высокооплачиваемых в мире и самые высокие зарплаты - в "Аэрофлоте".

"Аэрофлот" традиционно платит пилотам больше, чем другие авиакомпании. К тому же авиакомпания предоставляет достаточно комфортные условия работы и на самой современной технике - в "Аэрофлоте" самый молодой авиапарк в Восточной Европе. В таких условиях пилотам жаловаться, мне кажется, грех", - недоумевает аналитик Промсвязьбанка Игорь Голубев.

Причины недовольства не могли объяснить и лидеры профсоюза. Даже на недавней пресс-конференции, которую ШПЛС провел совместно с западным профсоюзом летчиков SkyTeam, они не смогли четко сформулировать своих требований, кроме банального - "мы хотим больше денег". У журналистов тогда возникли подозрения, что западные коллеги не в курсе, сколько получают пилоты "Аэрофлота".

Как считают правоохранители, за урегулирование вопроса с летным составом "борцы за справедливость" требовали 100 миллионов рублей. В частности, в качестве одного из вариантов договоренностей они предлагали осуществление выплат всего нескольким десяткам особенно заслуженных летчиков, тогда как по судебному решению речь шла о выплате примерно 1 тыс. человек. Теперь мотивы стали ясны: прикрываясь интересами летчиков, эти люди, похоже, занимались банальным шантажом.

Сказанное в очередной раз доказывает нечистоплотность лидеров ШПЛС, которые за спинами пилотов занимались своими корыстными делами. "Понятно, что эта коррупционная история подпортит реноме этого профсоюза и им теперь трудно будет требовать повышения зарплат", - считает Голубев. Тем более что ШПЛС всегда объединяла подавляющее меньшинство пилотов - большинство из летчиков состоят в другом профсоюзе, у которого с "Аэрофлотом" вполне конструктивные отношения.

По мнению экспертов, теперь шанс наладить столь же конструктивный диалог появился и у бывших членов профсоюза ШПЛС. Понятно, что в его основе - честные пилоты, которые искренне верили словам своих лидеров. А те в свою очередь прямым шантажом, угрозами и провоцированием социальной напряженности добивалась собственных целей, далеких от интересов летного состава. Похоже, история эта тянется со времен старого руководства "Аэрофлота", но именно сейчас она пришла к логичному заключению.

"Теперь все зависит от того, кто придет в руководство профсоюза, будет ли это харизматичный лидер, займет ли он конструктивную позицию", - уверены эксперты. Возвращение к нормальному рабочему диалогу будет полезно всем сторонам, считают аналитики.

"Нужно, конечно, дождаться признания вины задержанных в установленном порядке. Но в любом случае, прекращение авантюры с "урегулированием вопроса" между авиакомпанией и ее работниками послужит на пользу всем сторонам спора. Летчики и другие работники "Аэрофлота" перестанут быть пешками в чужой игре, избавятся от ложных посредников, преследующих свои корыстные интересы. Руководство компании сможет вести диалог с активом работников, а не с нечистыми на руку деятелями. Прекратится искусственно создаваемая конфликтная ситуация, обстановка станет рабочей и конструктивной. В плюсе окажется и сам профсоюз. Он сможет выбрать себе достойных руководителей, стремящихся к защите интересов работников, а не к превращению его в мафиозную структуру, занимающуюся вымогательством", - считает Николай Миронов, генеральный директор Института приоритетных региональных проектов.

Для "Аэрофлота" это еще и возможность решить поставленные перед ним амбициозные задачи, а для пассажиров - снижение давления фонда зарплаты пилотов на себестоимость билетов. Ведь, как поясняет тот же Голубев, хотя самый большой вес в себестоимости имеет топливный сбор, а не фонд оплаты труда, руководству авиаперевозчика постоянно приходилось учитывать претензии летного состава. Да и постоянная нервотрепка, сопровождающая конфликт, не могла не сказываться на эффективности работы экипажей. К тому же эта история стала хорошим уроком для тех, кто поверил лидерам профсоюза: не всегда правы те, кто громко кричит.

По мнению Миронова, эта история должна заставить задуматься и законодателей. "История с использованием профсоюзов в подобных целях (так было, например, в США в середине прошлого века) показывает, что это приводит к негативным последствиям в части доверия к профсоюзному движению и предлагаемым им социальным мерам, - говорит он. - Поэтому ситуация требует внимания со стороны законодателя. Нам следует подумать о повышении ответственности и прозрачности деятельности руководства профсоюзов, а также об усилении контроля за ней (включая процедуры избрания, переизбрания и т.д.). Функционеры профсоюзов должны чувствовать зависимость от рядовых членов. Должен быть минимизирован риск конвертации их влияния в средство корыстного, неправомерного давления на работодателей-бизнесменов. Как важнейший элемент системы социального партнерства, профсоюзы также подлежат независимому общественному контролю".