Сколько мест в них оставлять партиям, которые, преодолев барьер, привели своих кандидатов в Заксобрание списками? А сколько тем, кто взял высоту в одиночку, в одномандатном округе? Паритетный принцип - пятьдесят на пятьдесят - члену Совета Федерации Андрею Клишасу показался не соответствующим нынешней ситуации. Он предложил снизить гарантированный партминимум до 25 процентов. Вынося законодательную инициативу сенатора на второе чтение, Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал палате не распространять эту норму на Москву и Санкт-Петербург, а дать столичным городам право определять ее собственными законами. Право это, кстати, в данной ситуации ничем не ограничено - у законодателей столичных городов есть возможность принять решение, чтобы все питерское Заксобрание или вся Московская гордума формировалась сугубо по партийным спискам. Или только из депутатов-одномандатников. Или по смешанной системе, в каком угодно соотношении.
Такая свобода двум городам федерального значения возмутила думскую оппозицию, считающую, что таким образом нарушается гарантированный Конституцией принцип равенства субъектов Федерации и в очередной раз "корежится политическая система". Не понравилось думским "справороссам" и коммунистам также то, что законопроект ограничивает проходной балл на региональных выборах семью процентами - выше быть не может. Но и ниже, как прогнозируют оппозиционные депутаты, раз задана такая высота, эту планку никто опускать не станет. И новые партии не смогут рассчитывать ни на один мандат.
Однако глава профильного комитета Владимир Плигин счел эти аргументы несостоятельными, как, впрочем, и постоянные подозрения оппонентов, что новые избирательные инициативы направлены на то, чтобы добавить шансов на мандаты "Единой России", у которой якобы падает рейтинг. Давать оценку, конституционно это или неконституционно, - это право Конституционного суда РФ, заметил Владимир Плигин и напомнил положение Основного Закона страны, где утверждается: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны". "Обратите, пожалуйста, внимание на "взаимоотношения с федеральными органами государственной власти", данной поправкой ни в коей мере не затрагивается этот институт", - подчеркнул глава комитета. А тем, кто дает "вымышленные оценки" якобы падающему рейтингу партии "ЕР", Плигин посоветовал посмотреть результаты последних выборов. Глава комитета заявил, что "вносимые изменения в избирательное законодательство и законодательство о развитии политической системы, политических партий, способствуют стабильному развитию российской государственности в течение многих лет".
Не беспокоятся "единороссы" и по поводу того, что при таком распределении мандатов в законодательных собраниях партийности станет маловато. По словам Плигина, те кандидаты, которые пойдут по одномандатным округам, безусловно будут надеяться на поддержку политических партий. И уже от самих партий зависит, насколько они окажутся готовы эту поддержку оказать.
Первый замруководителя фракции "ЕР" Вячеслав Тимченко вообще суть и смысл законопроекта, который все-таки был принят вчера во втором чтении, увидел в "уходе от жестких схем, спущенных из центра". "Концептуально он базируется на принципах, положенных в основу федеративного устройства нашего государства, - уточнил Тимченко. - Решения, касающиеся регионов, должны в значительной мере приниматься самими регионами. Это, разумеется, относится и к процедуре выборов законодательных собраний". Впрочем, насколько оправданны вносимые изменения, покажет правоприменительная практика.
"Можно сказать, что с принятием законопроекта, внесенного Андреем Клишасом, будет запущен своеобразный пилотный проект. Его цель - балансировка нашей избирательной системы. И только после изучения положительных и отрицательных результатов этого "пилотного проекта, - полагает Тимченко. - Можно будет говорить о дальнейших шагах".