Однозначно понятных ситуаций не бывает: где-то не прав предприниматель, где-то чиновники "перегнули палку", где-то возникают противоречия между бизнесом и общественностью. Словом, все истории разные и очень непростые. Это и понятно, экологический аспект присутствует везде - от розницы до промышленного бурения.
Между тем в законодательстве, связанном с экологией, - а это 55 международных конвенций, семь кодексов, 54 федеральных закона, 164 постановления правительства, 204 приказа министерств, 117 приказов органов исполнительной власти и более 200 нормативных документов - в этом массиве документов есть множество изъянов. Например, 218 понятий вообще не имеют определений, 30 понятиям даны слишком "широкие" или "узкие" определения. Определений двусмысленных, неясных или некорректных (из них следуют не соответствующие реальности выводы) 80. В сухом остатке только 60 понятий корректны!
Естественно, при такой запутанности и неразберихе в экологическом законодательстве его можно трактовать как угодно, и любого предпринимателя легко подвести под монастырь, воспользовавшись экологической зацепкой. Вот и обращения к нам поступают самые разные. К примеру, инвесторы вложили 11 млрд рублей в строительство ферросплавного завода. Уже построили цеха, проложили рельсы, завезли оборудование. Однако второй год не могут запустить производство и реализовать проект федерального значения в Красноярском крае из-за того, что возник конфликт между инвестором и общественностью региона, экологическими организациями. Проект инновационный и нужный региону, высокотехнологичный - такой же завод находится всего в 4 км от Осло, но в Красноярске дело забуксовало - строительство остановлено, идут суды.
Или еще одна история, как под прикрытием экологии собирались уничтожить конкурента. На крупного оператора по очистке мегаполиса в одной из республик РФ заводится уголовное дело по совершенно надуманным поводам, связанным с его профессиональной деятельностью. Когда мы копнули глубже, выяснилось, что он - конкурент другого игрока на рынке, лояльного местной администрации. После нашего беспристрастного вмешательства уголовное дело рассыпалось, бизнес предпринимателя поднялся на новый уровень.
Чтобы разобраться в запутанной ситуации и сдвинуть дело с мертвой точки, необходим медиатор, а именно: независимый эксперт, который сможет найти компромисс между сторонами. В этом и состоит предназначение нашего "института". Мы встречаемся с участниками конфликта, проводим экспертную оценку, не оставляем предпринимателя наедине с системой.
Чаще всего драматические сюжеты разворачиваются в отрасли по утилизации твердых бытовых отходов. Есть и совсем курьезные случаи. Совхоз в Ленинградской области собрал навоз и разбросал его по окрестным полям. Фермеры были только довольны! Но из-за этого совхоз оказался на грани закрытия. Сначала местный надзорный орган выписал штраф - 350 тыс. рублей, совхоз его оплатил. Однако на этом дело не закончилось, на предпринимателя наложили еще один штраф - 84 млн рублей, выплата которого означала бы полное банкротство совхоза. После нашего вмешательства решение о штрафе отменила судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда.
Мой рабочий стол завален жалобами бизнесменов на самоуправство местных властей. Например, предпринимателя, который производил древесный уголь, оштрафовали на 3000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с опасными веществами. Выяснилось, что его привлекли к административной ответственности на основании проверок, проведенных с многочисленными нарушениями. В другом случае предприятие в Оренбургской области оштрафовали на 800 тысяч рублей за административное правонарушение. Постановление было вынесено с нарушениями и явилось следствием превышения полномочий региональным минприроды, которое в одностороннем порядке передало себе полномочия, принадлежащие федеральному органу власти (Роснедра РФ). Под руководством Уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей Бориса Титова мы фиксируем противоречия и пробелы в законодательстве, готовим предложения по их устранению. Вместе с нашими коллегами из РСПП, "Деловой России", "Опоры России", отраслевых СРО мы можем предложить грамотные решения по новой экологической промышленной политике, сделать законодательное поле более прозрачным.