- В июне мы отметили своеобразный юбилей - пять лет с момента издания Указа президента о некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики, - напомнил собравшимся заместитель председателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Станкевич. - Существуют диаметрально противоположные оценки результатов проделанной работы, и это вполне нормально, поскольку наличие такой здоровой дискуссии позволяет принимать и корректировать решения, необходимые для достижения целей, заложенных в программных документах федерального правительства и органов госвласти субъектов Федерации.
Как показала дискуссия, скептиков все же пока больше, хотя, со слов Юрия Станкевича, иностранцы признают, что путь, проделанный Россией с точки зрения формирования законодательной и организационной среды в области энергоэффективности, в Европе занял около двадцати лет. Успех очевиден, однако это лишь самое начало пути.
- Наша энергоэффективность - это пока промежуточные цели, - считает представитель компании "Шнайдер электрик" Наталья Свиридова. - Это замена лампочек, установка счетчиков. Мы их достигаем - ввиду плохого состояния общей системы. Но настоящая энергоэффективность начнется там, где потребуются большие долговременные контракты, рассчитанные на долговременные деньги и структурные изменения.
По мнению многих экспертов, не удалось достичь одной из ключевых задач реформы - оптимизации цен на электроэнергию. Сегодня электричество в России почти на четверть дороже, чем в среднем по Европе, и почти в два раза дороже, чем в США.
- Я задаюсь вопросом, почему мы тем же немцам продаем газ дорого, а у них электроэнергия с этого газа дешевле, чем в России? - недоумевает президент Национального союза энергосбережения, председатель научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу реализации федерального закона об энергосбережении Леонид Рокецкий. - Я хочу, например, узнать, с какой станции - дорогой или дешевой - получает электроэнергию Ярославль, и не могу. Потому что у нас нет рынка электроэнергии, у нас все станции работают в общий "котел". А платим мы по самой неэффективной станции. Поэтому мне кажется, что в государственной политике энергоэффективности что-то не так.
Малопонятные тарифные "вилки" не дают покоя и Сергею Лукьянову - учредителю ярославской компании, занимающейся обслуживанием котельных. По его словам, есть немало примеров, когда котельные с одинаковыми типами котлов и работающие на одном и том же топливе вырабатывают совершенно разную по стоимости теплоэнергию.
- Разница в тарифах иногда получается чуть ли не в два раза - с какого перепугу? - возмущен инженер Лукьянов. - Да потому, что одна котельная десять лет работает без ремонта, там хорошо подготовленный персонал и нормальная водоочистка, а другая котельная каждый год сжигает котел и требует денег, денег, денег...
То есть энергоэффективность и энергосбережение начинается с элементарного - продуманной организации производства, каким бы оно ни было - энергопроизводящим или энергопотребляющим. По словам вице-президента НП "Энергоэффективный город" Игоря Ганина, российский и зарубежный опыт показывает, что грамотный руководитель может существенно улучшить систему теплоснабжения, вообще не прибегая к заимствованиям денежных средств.
- Во всех бывших соцстранах модернизация систем теплоснабжения проходила по одному сценарию - она начиналась с наведения элементарного порядка и организации грамотного управления, - говорит Игорь Ганин.
А пока там, где до порядка далеко, люди выкладывают за энергоресурсы подчас фантастические суммы. Игорь Ганин, ссылаясь на выводы аналитического центра при правительстве РФ, сообщил, что оплата россиян за тепло составляет не 60-70 процентов от так называемого экономически обоснованного тарифа, а уже давно доходит до 250 и даже 300 процентов...
Неприятные "тарифные последствия", по мнению эксперта, возникают также из-за завышенных прогнозов теплопотребления и строительства жилого фонда, а также нескоординированности схем теплоснабжения и региональных программ энергосбережения.
- Качественно разработанная схема теплоснабжения города решает многие проблемы, связанные с экономией ресурсов, - уверен Игорь Ганин. - Важнейшая задача - разработка таких схем, которые были бы увязаны с реальными тарифными последствиями, то есть как бы "влезали" в те тарифы, которые мы можем получить хотя бы на ближайшие три - пять лет. Но проблема в том, что схемы теплоснабжения, разрабатываемые на местах, крайне низкого качества. Например, при средних темпах строительства в городе 0,3 квадратных метра на человека в год в схему закладываются 0,6 процента. Это абсолютно типичная вещь, дающая соответствующие тарифные последствия.