Право знать, в принципе, безусловно. Но безусловно и право государства на секреты там, где на кону безопасность страны. Раскрой народу глаза на планы по обезвреживанию террористов - и террорист выкрутится, а народ пострадает. При этом государство всегда хочет максимально расширить территорию секретов, а народ всегда настаивает на своем праве контролировать правительство, силовые органы, президента. На таком вот зыбком балансе зиждется наша хрупкая цивилизация. И нет здесь рецептов идеала, потому что все мы только человеки, причем разные. Люди во власти часто путают безопасность страны с безопасностью самой власти. Рядовой гражданин часто путает право знать с любопытством.
И вот австралиец Джулиан Ассанж, один из компьютерных гениев, изобрел способ сделать право на информацию всеобщим и всеохватывающим. Способ разрушить этот баланс. Как отрезают аппендикс от здорового организма: здоровее будет! Созданная им структура WikiLeaks оказалась такой сетью для ловли тайной информации, с какой совладать, казалось, невозможно. Его источники были надежно укрыты и чувствовали себя в безопасности. Его поддерживали крупнейшие газеты мира, кровно заинтересованные в информации. Так продолжалось, пока пожар разоблачений не охватил всю планету и уже угрожал государственным основам. Всерьез устрашенные подступающим хаосом, объединившись перед его лицом, власти мобилизовали все заинтересованные силы. Источники Ассанжа оказались под возможным ударом, и один из его ближайших сотрудников, немец Даниэль Домшайт-Берг, который вместе с Ассанжем основал скандальный сайт и был посвящен в святая святых глобальной авантюры, пошел на разрыв с боссом и в критическую минуту вырубил все серверы, работавшие на систему. Огромная сеть, накрывшая планету, вмиг перестала существовать.
Таков общеизвестный сюжет первой в истории попытки с помощью Всемирной Сети сделать наше право знать - безбрежным.
Игровой фильм Билли Кондона снят по книге Даниэля Домшайта-Берга и, естественно, рассматривает события с точки зрения ее автора. Сам же Ассанж, укрывшийся от ареста в посольстве Эквадора в Лондоне, не раз называл затевавшийся фильм сплошной ложью и отказался от встречи с английским актером Бенедиктом Камбербэтчем, который его играет. Сюжет картины повторяет общеизвестную историю создания, торжества и краха WikiLeaks и то, что Ассанж считал предательством своего дела, оправдывает: безопасность источников превыше всего. Вопрос о том, чему больше способствовал WikiLeaks - безопасности человечества или его любопытству, фильм оставляет открытым. Он предоставляет об этом думать зрителям.
И действительно: пока скандальные разоблачения касались коррумпированного чиновничества и банковских афер, Ассанж пользовался глобальными симпатиями. Но вот пошли тайны дипломатических коридоров, напряглись отношения между странами, и что впереди - неведомо. Тогда дали сбой и нервы, и вся сотворенная сетевым Робин Гудом система.
Режиссер Билл Кондон известен развлекательными лентами "Девушки мечты" и "Сумерки", документальным исследованием "Кинси" и психологической драмой "Боги и монстры" (премия "Оскар"). Он впервые касается темы столь специальной, в суть которой дилетанту внедриться не легче, чем понять, как работает компьютер. Она более специальна, чем в байопике "Социальная сеть" - устройство "фейсбука" доступнее, чем туго зашифрованная система самой эффективной в истории информационной сети. Поэтому шаг фильма сначала кажется вялым: мы должны внедриться в то, что, как и зачем происходит. Потом именно замедленность темпоритма рождает напряженность - и мы оказываемся в гуще триллера, отличие которого от рутинной попсы в концентрации на экране умных людей. Это интеллектуальный триллер о проблемах трудноразрешимых или неразрешимых вообще.
Из частных вопросов, на которые нет ответа: вот вывалили в Сеть десять тысяч документов - разбирайся кто хочет! А может, лучше их сделать удобочитаемыми, отредактировать, убрать лишние имена или имена, которые во имя той же безопасности раскрывать не стоит? Нет, считает Ассанж, WikiLeaks все выкладывает как есть. Свалка или СМИ - один из самых накаленных споров фильма.
В роли Домшайт-Берга - Даниэль Брюль ("Гудбай, Ленин!"), который теперь активно снимается в англоязычных фильмах, и мы его только что видели в "Гонках". Бенедикт Камбербэтч в роли Ассанжа - я думаю, одно из событий года. Актер пытается разгадать характер и движущие мотивы человека, который без особой выгоды для себя стал выводить на чистую воду чиновников планеты, вступил с ними в войну и поставил под удар себя, тех, кто ему верил, а возможно, и человечество: информация, как порох, взрывоопасна. Что это - донкихотство или болезненные амбиции, жажда славы и своеобразной власти над миром? На экране человек с гривой нечесаных белых волос, не совсем опрятный и явно не совсем здоровый. Человек одной всепоглощающей идеи. Для нее он готов переступать через трупы, рисковать свободой и жизнью. Изобретатель вечного двигателя, исступленно верящий в его возможность. Камбербэтч для такой роли рожден: он даже Шерлока Холмса играет почти маньяком - у него благодарная внешность и взор, обращенный в себя. Самый сильный эпизод картины - финальный монолог Ассанжа. Прямо на камеру, обращаясь к человечеству, он излагает свое кредо так убежденно и заразительно, что и нам в зале начинает мерещиться уже наступившее будущее. В нем все прозрачно, открыто всем взорам, и некуда укрыться от всевидящих глаз Больших Братьев, которыми обзавелась каждая уважающая себя фирма. Один сидит - двое за ним наблюдают. Двое сидят - наблюдают четверо. Вся планета, по делу или без дела, затаив дыхание следит сама за собою. И мегатонны информации день за днем постепенно накрывают ее могильным саркофагом.