Образование, здравоохранение, помощь одиноким и людям с ограниченными возможностями - это те сферы, где предприниматели давно и прочно заняли свои ниши. Такой бизнес во всем мире принято называть социальным. Но в России, по мнению некоторых экспертов, это понятие еще не сложилось, да и правовое поле, в рамках которого такие проекты развиваются, остается несовершенным.
- Нужно понимать значение социального бизнеса в широком смысле - так, как оно трактуется во всем мире: это деятельность, которая направлена на благо человека, но при этом приносит прибыль, - отметил замгубернатора Тамбовской области Александр Алабичев на прошедшем в регионе форуме "Социальное предпринимательство. Человек в центре внимания". - У нас же пока этим термином называют благотворительность.
Ответственный секретарь экспертного совета по вопросам социального предпринимательства комитета по экономической политике Госдумы РФ Виктор Калинин подчеркнул, что пробел в законодательстве действительно имеется, но к подготовке профильного законопроекта депутаты вскоре должны приступить.
- Закон должен наделить таких предпринимателей особым статусом, - уверен Виктор Калинин. - И мы постараемся это сделать.
Пока же социальный бизнес развивается, как любой другой: в условиях жесткой конкуренции и постоянной нехватки средств. Директор тамбовского центра креативного развития детей Ирина Хохлова отметила, что открыла свое дело, увидев на рынке свободную нишу:
- Проблема нехватки мест в детских садах решается медленно, и между частными дошкольными учреждениями тоже возникла конкуренция. Я поняла, что могу предложить тамбовским семьям нечто большее, чем просто детский сад.
Для создания центра Ирине Хохловой пришлось собрать не только самые эффективные методики развития малышей, но и коллектив, способный выполнять непростые задачи. И, разумеется, хозяйка учреждения не отказалась бы от какой-либо поддержки со стороны власти.
Между тем чиновники уверены, что у бизнес-сообщества уже есть все возможности получить помощь. Начальник управления по развитию промышленности и предпринимательства администрации Тамбовской области Сергей Фролов подчеркнул, что уже не первый год предприниматели региона пользуются субсидиями на развитие собственного дела.
- С 2012 года при софинансировании федерального бюджета предпринимателям выделяют по 600 тысяч рублей, - рассказал он. - Условия получения этих денег предусматривают наличие бизнес-плана, софинансирование проекта из собственных средств в размере не менее 15 процентов, а также создание или сохранение рабочих мест и выплаты зарплаты.
По словам Сергея Фролова, немаловажно и то, что бизнес-проекты, претендующие на субсидии, должны быть не только прибыльными, интересными, но и востребованными. Так, субсидии уже получили 16 предпринимателей, сферы деятельности которых различны: от туристических услуг и грузоперевозок до содержания частных детсадов.
Сергей Фролов напомнил и о новых мерах поддержки: предприниматели, желающие открыть частное дошкольное образовательное учреждение, могут получить до пяти миллионов рублей, и три претендента на эти субсидии в регионе уже есть.
Владелец конно-спортивного клуба в Волгоградской области Александр Червяков придерживается другого мнения. Он уверен, что пока российский социальный бизнес - это попросту хобби предпринимателя, так сказать, "побочное явление". Так, в его клубе, помимо обучения верховой езде, организации конных прогулок и фотосессий, занялись иппотерапией, но это направление не приносит прибыли.
- К нам обращаются люди не только с хроническими заболеваниями, но и пережившие автокатастрофы, какие-то потрясения, приводят больных детей... Но зарабатывать на этом мы не можем: высокие цены не всем доступны. Поэтому донорской подпиткой этой деятельности служат другие направления. Мы попросту ищем способы заниматься иппотерапией. К примеру, теперь, помимо прочего, намерены оказывать услуги по содержанию лошадей наших клиентов, - рассказал Александр Червяков.
Он же сформулировал несколько принципов для социального бизнеса:
- Если вы собрались заниматься таким предпринимательством, нужно надеяться только на себя, - подчеркнул Александр Червяков. - Ваш бизнес должен быть многоплановым, а работа - приносить удовольствие. Когда я открывал клуб, я просто искал способы заработать, занимаясь любимым делом.
Комментируя итоги тамбовского форума, курский бизнес-омбудсмен Владимир Казарин также говорит о предпринимательстве как об особом секторе экономики, который априори имеет социальную направленность, в том числе за счет именно побочных неприбыльных направлений.
- Возможно, власти стоит выделить ряд отраслей, нуждающихся в стимулировании, и создать систему господдержки для них. Ведь именно так поступили с предпринимателями, которые оказывают услуги дошкольного образования, - отметил он. - Кроме того, считаю, что правильнее говорить не о социальной направленности бизнеса, а о социальной ответственности: каждый предприниматель уже берет на себя массу благотворительных проектов.
Этой точки зрения придерживается и предприниматель, член Общественной палаты Белгородской области Александр Пыж:
- По сути, социальный бизнес ничем не отличается от любого другого, ведь цель каждого проекта - получение прибыли. Да, те же частные детские сады или медицинские центры решают острые проблемы, но не надо забывать и о том, что любой другой - более прибыльный - бизнес также несет на себе социальные обязательства, пополняя казну города или области налоговыми отчислениями. И если рассуждать объективно, то в поддержке нуждается каждый из них.