Трагедия случилась в январе прошлого года в центре Орла, где шла реконструкция канализационного коллектора.
- При проведении земляных работ на улице Полесской произошел обвал грунта, и двух рабочих засыпало землей, - напомнила старший помощник облпрокурора Елена Семина. - Они скончались на месте происшествия. В суде было доказано, что Богданович и Морозов не организовали и не обеспечили безопасное производство строительных работ.
В июне этого года Советский райсуд Орла приговорил каждого из них к пяти годам колонии-поселения. Облсуд согласился с таким решением и оставил его без изменений. Кроме того, осужденным запрещено в течение трех лет работать в сфере строительства. Мнения в обществе разделились: одни сочли наказание справедливым, другие - слишком суровым. К тому же в суде выяснилось, что трагедии можно было избежать, если бы заказчик - муниципальное управление капстроительства, - вел более строгий надзор за выполнением работ.
- Судебная коллегия вынесла частные постановления в адрес главы администрации Орла Михаила Берникова и председателя правления "Гильдии архитекторов и проектировщиков" Алексея Воронцова, - сообщила помощник судьи облсуда Светлана Вепринцева. - Суд обратил их внимание на нарушения, допущенные при осуществлении технадзора за выполнением работ на объекте и при разработке проекта строительства коллектора и осуществлении авторского надзора за ним.
"Должностные лица систематически проводили проверки деятельности подрядной организации и выявляли нарушения строительных норм и правил при производстве работ, однако реагировали на них формально", - говорится в решении суда. Теперь Михаил Берников и Алексей Воронцов обязаны в месячный срок сообщить в облсуд о результатах рассмотрения частного постановления и принятых мерах. Словом, существует вероятность, что накажут кого-то еще. Но уже дисциплинарно.
Кстати, в суде вину признал только Антон Богданович. Он просил назначить ему наказание, не связанное с реальным лишением свободы. Впрочем, в итоге оба были наказаны одинаково. Процесс вызвал в регионе широкий общественный резонанс, тем более что аналогичных ЧП становится все больше. На днях в суде начались слушания по уголовному делу в отношении бывшего мастера станции аэрации. Следствие считает, что по ее вине осенью прошлого года погибли три работника аварийной бригады.
В тот роковой день "в левом отсеке насосной станции перекачки возникла течь сырого остатка". Туда направили слесаря-ремонтника, электромонтера и машиниста насосных установок. Едва взявшись за задвижку, слесарь упал замертво. Товарищи бросились к нему на помощь, но тоже потеряли сознание. Они скончались на месте происшествия, а слесарь позже умер в реанимации. Позже эксперты установили причины их гибели, а комиссия, расследовавшая несчастный случай, посчитала, что основным фактором, который привел к ЧП, стала "неудовлетворительная организация работ в помещении насосной станции".
В том же отчете говорилось, что ответственными за несчастный случай лицами явились главный инженер горводоканала, начальник станции аэрации, его заместитель и сменный мастер, не обеспечившие организационно-технические мероприятия по созданию безопасных условий труда. Однако на скамью подсудимых села лишь одна из фигурантов. Ей грозит до четырех лет лишения свободы.
Как правило, решения по групповым несчастным случаям, тем более вызвавшим общественный резонанс, выносятся жесткие. Например, в августе суд на четыре года и два месяца отправил в колонию-поселение Ивана Романова - водителя служебного "Форда", на котором в феврале этого года насмерть разбились начальник облуправления образования Татьяна Мартынова и замдиректора института усовершенствования учителей Татьяна Кузнецова. Машина была служебной, а женщины возвращались в Орел из командировки. Поэтому ДТП квалифицировали как случай производственного травматизма.
Казалось бы, такие примеры должны заставить трепетать перед законом. Но работодатели как нарушали трудовое законодательство, так и нарушают. В Госинспекции труда рассказали, что половина ЧП происходит из-за неудовлетворительной организации производства работ. В этом году в регионе зафиксировали 15 таких случаев. Но в ведомстве подметили и другую тенденцию: работники стали чаще жаловаться, что им не обеспечивают безопасные условия труда. В большинстве случаев эти обращения признают обоснованными.
- Наибольшее число нарушений выявляется в организациях, где не создана служба по охране труда или нет профильных специалистов, а эти функции возложены на других работников в дополнение к их основным обязанностям, - отмечает главный госинспектор труда в Орловской области Сергей Алешин. - Не во всех организациях разработаны программы проведения инструктажей по охране труда, а журналы учета инструктажей по охране труда нередко ведут небрежно и заполняют несвоевременно.
Работодатель далеко не всегда выдает спецодежду, на многих предприятиях не провели аттестацию рабочих мест, да и на обучении сотрудников охране труда предпочитают экономить. В инспекции отмечают, что много нарушений допускают при эксплуатации объектов повышенной опасности. Из-за этого статистика травматизма пока и не уменьшается. Например, недавно проверки прошли в транспортных предприятиях, где при ремонте техники "вместо специальных подставок применяют случайные предметы - колесные диски, кирпичи и чурбаки".
Возможно, работодателей попросту не пугают штрафные санкции. Уголовное расследование начинается тогда, когда произошло ЧП с летальным исходом или сотрудник получил тяжелую травму. Ну, а пока гром не грянет, работодатель не перекрестится.
Кстати
В текущем году по результатам проверок Госинспекции труда в Орловской области к административной ответственности привлечено 187 должностных лиц, ИП и юридических лиц. Общая сумма наложенных на них штрафов составила без малого 655 тысяч рублей.