Новости

Пенсионная реформа в России в том виде, в котором она реализуется сегодня, не решает основную задачу по переходу на страховые принципы формирования пенсии и обеспечения персонифицированного способа накопления средств.

Социальные взносы по-прежнему воспринимаются бизнесом как корпоративный налог на фонд зарплаты и являются таковыми "де факто". То есть отсутствует составляющая, которая должна быть направлена на накопления конкретного человека - пенсию и страховку, срабатывающую в определенных случаях (инвалидность, потеря работы, досрочный выход на пенсию). За счет данного налога наполняется пенсионный фонд.

При этом остается открытым вопрос с обеспечением дефицита пенсионного фонда, а следовательно, восполнять его все равно придется из бюджета. Все эти факторы говорят об отсутствии прозрачной и понятной системы формирования фонда. Перечисленные проблемы возникли из-за методологической особенности - расчета пенсий для всех категорий граждан по единой системе.

В вопросе обеспечения пенсионными выплатами существует два ключевых момента. Первый связан с теми, кто отработал в советские годы. Второй касается перехода к новым заявленным страховым позициям будущих пенсионеров, в ходе которого должно быть осуществлено персонифицированное накопление.

Решение первой проблемы возможно только при выплатах из бюджета. Кроме того, можно было бы закрепить за этим "фондом старшего поколения" определенные источники, такие как акцизы на табак и алкоголь, налог на добычу полезных ископаемых, частично приватизация госпредприятий. При данном подходе система пенсионного обеспечения советских пенсионеров станет понятна, прозрачна и через какое-то время существующая проблема будет успешно решена.

Социальные взносы по-прежнему воспринимаются бизнесом как корпоративный налог на фонд зарплаты

Стоит обратить внимание и на то, что в настоящее время "корпоративный налог на фонд заработной платы" является крайне высоким. Существовавшая ставка в 26 процентов была воспринята бизнесом как ставка, при которой начался процесс выхода из тени. После ее увеличения до 34 процентов предприниматели опять вернулись к теневым схемам по выплатам зарплаты. И никакими административными мерами вывести бизнес в расчеты по "белой схеме" не получится. Фирмы будут или закрываться, или уходить в тень.

По результатам анализа и опросов нашей общественной организации, ставка в 36 процентов приводит к потере оборотных средств у компаний, и бизнес становится нерентабельным. Особенно в тех сферах, где в структуре затрат фонд заработной платы играет большое значение.

От этого корпоративного налога на фонд заработной платы страдают предприятия, которые не могут себе позволить уход в теневую сферу. В первую очередь это относится к перерабатывающему сектору с большим фондом заработной платы и с немалым числом сотрудников. Он негативно сказывается на предприятиях, попадающих под налогообложение НДС, если их сравнивать с теми, кто имеет нулевую ставку НДС.

В итоге, судя по опросам, мы получили "избирательную" систему налогообложения фонда заработной платы, агрессивную по отношению к предприятиям с высокой добавочной стоимостью и "льготную" для компаний, которые могут уйти в тень или не являются плательщиками НДС.

Экономика Филиалы РГ Столица ЦФО Москва