Начальник отдела государственной политики в сфере использования и воспроизводства лесов министерства природных ресурсов и экологии РФ Павел Трушевский рассказал, что не так давно был утвержден план стимулирования древесного сырья в биоэнергетике. По его словам, последние 10-15 лет попытки запустить и поддержать биоэнергетику в России предпринимались неоднократно. Однако первоначально эти задачи ставились перед минэнерго, которое при нынешнем топливном балансе пока не очень заинтересовано в развитии биоэнергетики. На настоящий момент исполнителем стало минприроды как орган, наиболее заинтересованный в вовлечении в энергетику отходов лесопереработки, малоценной древесины, порубочных остатков.
Предпосылки для проработки такого плана, по словам Трушевского, в России существуют давно. Приблизительно 80 миллионов кубометров биомассы от древесины в различных видах вовлечено в переработку, однако в стране нет нормальных биоэнергетических проектов, слабо развито производство плиточной продукции, огромные объемы порубочных остатков и малоценной лиственной древесины остаются неиспользованными.
А как рассказал вице-президент РАО "Бумпром" Владимир Горшков, сейчас прорабатывается законопроект, предусматривающий запрет на захоронение древесных отходов с 2018 года. И в таком случае лесоперерабатывающие производства придется либо вовсе сворачивать, либо эффективно использовать отходы и вывозить их куда-то. Сейчас образуется примерно 300-400 тысяч кубометров отходов в год, которые не знают, куда девать, и переработка их в биотопливо - это единственный выход из ситуации. Но даже при благоволении властей, которого пока нет, лишь 15-20 процентов отходов можно будет использовать прямо на месте, остальное все равно придется куда-то вывозить, и тут особенно остро встает вопрос железнодорожных перевозок.
- Производство тонны пеллет (биотоплива в виде древесных гранул) стоит около 2,1-2,2 тысячи рублей, - пояснил почетный член Консультационного комитета ФАО ООН по бумаге и древесным продуктам Эдуард Аким, - транспортировка на экспорт, например, из лесов Красноярского края до любого порта, хоть до Находки, хоть до Усть-Луги, обходится примерно в 3,4-3,6 тысячи рублей, а продажа идет от 4,4 тысячи рублей за тонну. Поэтому единственным оптимальным вариантом становится использование пеллет для внутреннего рынка.
В этой области достаточно и других проблем. Эксперты отмечают в целом низкую, даже близкую к нулевой, рентабельность коммерческой лесозаготовки и санитарных рубок. Причиной тому стал рост тарифов на тепло и электричество, а также совершенно непродуманная система энергоснабжения.
- В многолесных районах есть котельные, куда уголь и мазут везут со всей страны за две-три тысячи километров, это стоит огромных денег, да еще и сам процесс субсидируется из бюджета, - продолжил Аким, - а о том, что эти котельные окружены лесами со всех сторон и что оптимально организовать там рядом лесозаготовку и использовать биоотходы в качестве топлива, никто не думает.
В некоторых европейских странах изначальное субсидирование биоэнергетики уже постепенно прекращают, так как она превратилась в совершенно самостоятельную отрасль, и производство брикетов, пеллет и другого биотоплива как бизнес стало представлять интерес для инвесторов.
По данным Эдуарда Акима, тонна древесины после глубокой химической обработки дает продукции на тысячу евро, после глубокой механической обработки выходит продукции (включая мебель) на 1000-1050 евро. А при превращении этой тонны в биотопливо его на выходе получается на 100-150 евро. Это напрямую ведет к изменению трудозатрат, потребуются новые рабочие места, которые уже называют "зелеными".
Как рассказал Трушевский, сейчас на этапе согласования находятся подготовленные министерством пилотные проекты по биоэнергетике, которые планируется реализовать в пяти российских регионах. Местные власти должны будут разработать свои региональные программы в этой области либо адаптировать уже существующие, после чего подпишут соглашение с минприроды. Еще подготовлено отдельное предложение минпромторгу по включению биоэнергетических проектов в перечень приоритетных инвестиционных. Для этого предлагают хотя бы снизить минимальный объем инвестиций с 300 до 100 миллионов рублей, чтобы биоэнергетика могла попасть в этот перечень.
Еще один предстоящий эксперимент в этой сфере - опытная проверка биотоплива для промышленной энергетики по договоренности с инвестором.
- Мы попробуем использовать пеллеты в одном из котлов на Кировской ТЭЦ-4, - пояснил Трушевский. - Сам котел переоборудуют, чтобы он стал "всеядным" в отношении топлива, начиная от щепы и заканчивая "модными" биоэнергетическими продуктами с высокой добавленной стоимостью, вроде биоэтанола или биодизеля.
По словам Трушевского, основная задача министерства сейчас - создать рынок, чтобы спрос подтолкнул предложение, чтобы в стране появились производства пеллет, реально работающие не на экспорт, а для внутренних потребностей страны. Такие производства могут работать по нескольким направлениям: на внутреннем рынке биотопливо из лесных отходов будет востребовано в коммунальной, промышленной энергетике, а также в домохозяйстве.