Назовите, пожалуйста, главные принципы, вошедшие в концепцию.
Владимир Жуйков: Нормативы планирования поделены на три категории: базовые стандарты для всей территории, специальные стандарты для мест с большим скоплением людей (коммерческие помещения, автостоянки) и образцовые стандарты для центральных объектов - развлекательных и торговых центров, парковых зон, концертных площадок. К примеру, по всему городу можно будет найти лифты для инвалидов, удобные плавные пандусы, специальные туалеты, широкие дверные проходы. На особо важных участках лестниц практически не будет, для каждой маломобильной группы будет предусмотрена система указателей. Кроме того, мы постараемся отказаться от створчатых и вращающихся дверей и соблюдать минимально возможную разницу между высотой платформы и полом поезда или автобуса на станциях и остановках. Я уже не говорю о таких очевидных вещах, как светофоры со звуковым сигналом.
Почему вы обратились именно к японской компании?
Владимир Жуйков: Этому предшествовала длительная процедура, в отборе участвовали и американские, и английские, и голландские, и канадские фирмы. В итоге японцы впечатлили нас больше всего своим вдумчивым и грамотным подходом. Мы считаем, что не ошиблись. Эта компания - один из лидеров в мировом списке архитектурных бюро. Правда, их приоритеты - азиатские страны и Ближний Восток, в России они работают мало. Но опыт уже имеют: сейчас Nikken Sekkei строит в Красноярске крупный жилой район.
В процессе разработки концепции вы ориентировались только на мировые стандарты или все-таки анализировали существующие недостатки общественной среды в Петербурге, чтобы не повторять этих ошибок?
Владимир Жуйков: Как вы знаете, не все работы иностранных архитекторов в Петербурге оказываются удачными. Когда мы пытались понять, почему так происходит, пришли к выводу, что нельзя их приглашать на "пустое место" - нужно подготовить информационную основу проекта. Еще несколько лет назад мы своими силами создали общую градостроительную концепцию "Нового берега". К моменту приглашения японцев проект уже был включен в Генеральный план города, приведен в соответствие с "Правилами землепользования и застройки", функциональное зонирование было завершено. Японцы, в свою очередь, вдохнули в этот проект мировой опыт. Мы старались помочь им вникнуть в нашу нормативную базу, каждую неделю проводили видеоконференции, поэтому удалось избежать тех эксцессов, которые случаются, когда иностранная сторона предлагает сразу готовый продукт.
Они проводили "полевые работы" в Петербурге, чтобы изучить особенности города?
Владимир Жуйков: Конечно. Представители Nikken Sekkei несколько раз приезжали сюда, мы показывали им город и предполагаемую площадку для строительства. Хочу подчеркнуть, что концепция - это лишь рекомендательная основа для более детальных разработок. Сейчас мы планируем провести ряд конкурсов, которые ее детализируют, конкретизируют параметры объектов, домов. То, что у нас уже готово, больше относится к планировочным и объемно-пространственным характеристикам. К архитектуре мы только приближаемся. Позже японская компания тоже может нам помочь: мы активно обсуждаем с ними использование энергосберегающих и экологически безопасных технологий. Так что удобство города для маломобильных групп населения - не единственное преимущество "Нового берега", будут и другие.
На каком этапе сейчас находится проект "Новый берег"?
Владимир Жуйков: При общих предполагаемых инвестициях в 300 миллиардов рублей уже потрачено полтора миллиарда. К настоящему моменту разработан проект планировки и межевания территории, получены все необходимые согласования, проведены общественные слушания, документация направлена на утверждение правительства Санкт-Петербурга. Разработан проект инженерной подготовки территории. Проведены работы по оценке воздействия на окружающую среду. Проект прошел государственную экологическую экспертизу. Сейчас ведутся работы по подготовке к строительству. Разработаны концепция инженерно-транспортной инфраструктуры и градостроительная концепция. Финансовая модель реализации проекта "Новый берег" уже обсуждается в городском комитете по строительству.
В российском законодательстве и так учтены интересы инвалидов. Что нового в подходе японцев?
Владимир Жуйков: Традиционные для российского строительства нормативы, как бы цинично это ни звучало, рассчитаны на здорового человека. На того, кто может подняться по высокой лестнице и протиснуться в дверь шириной 80 сантиметров, пробежать километр до магазина. Эти нормативы дополняются специальными требованиями, учитывающими возможности инвалидов. Японцы этот подход считают неправильным. Они говорят: "Не должно быть двух отдель¬ных нормативных баз, нужен универсальный свод правил для строителей". Ведь к маломобильным группам населения относят не только людей на инвалидных колясках, но и людей с нарушениями слуха, зрения, координации, психики, пожилых, а также людей на костылях, с детскими колясками и тяжелыми чемоданами. Согласитесь, время от времени любой из нас попадает в эту группу.
К сожалению, в России представители этих самых маломобильных групп (инвалиды, пожилые люди) автоматически относятся к малообеспеченным слоям населения. Насколько велика, по вашим прогнозам, будет их доля в "Новом береге"?
Владимир Жуйков: Таких прогнозов нет. Мы понимаем, что сегодня инновационные градостроительные технологии увеличивают стоимость строительства и, как следствие, квадратного метра жилья. Но мы ведь хотим создать город нового типа! И это не прихоть, а задача, поставленная инвестором. В конечном итоге, я уверен, все ново¬введения станут рыночным преимуществом этого района, поскольку со временем требования людей возрастают, а город, напомню, будет построен к 2028 году. Люди уже сейчас понимают, что покупать жилье нужно там, где удобно, а не там, где дешево. После 2020 года, когда мы планируем начать основную застройку, этот критерий станет основным. Кроме того, район расположен в очень живописном месте, на берегу залива. В нем будет много парков и прогулочных зон, так что многие будут приезжать сюда из города, чтобы просто отдохнуть.
Такие стандарты, как тактильное покрытие тротуаров для слабовидящих, заложены для городских территорий в федеральном законе. Но тактильной плитки нет даже в Петербурге. Кто будет помогать вам следить за соблюдением уже существующих законов о доступной среде?
Владимир Жуйков: Нужно спросить не "кто будет", а "кто должен". Разумеется, это обязанность городских властей, но ее исполнение у нас пока явно не налажено. Кого-то заставляют делать пандусы и лифты, кто-то хитростью обходит закон, кто-то делает устройства, пользоваться которыми невозможно. Но даже если появляется какой-нибудь образцовый дом, переход или подъезд, то добираться до него инвалиду все равно нужно через абсолютно неприспособленный город. Точечные решения бесполезны, именно поэтому мы хотим впервые в России комплексно подойти к вопросу организации пространства, чтобы от остановки и до дома или работы человек не столкнулся ни с одним препятствием.
Как вы рассчитываете контролировать выполнение расширенных правил строительными компаниями?
Владимир Жуйков: Скажу честно, для нас это самый сложный вопрос. Мы понимаем, что самим все не построить, а на сегодняшний день нет жестких юридических механизмов, позволяющих точно отследить соблюдение концепции. Но мы работаем над этим, консультируемся с юристами и надеемся разработать новый регламент на стыке юридической и градостроительной наук. Мы готовы выходить со своими инициативами даже на правительственный уровень.
Будут ли в ходе проектирования учитываться пожелания самих инвалидов и, например, семей с маленькими детьми относительно расположения и устройства вспомогательных механизмов и пандусов? У города есть масса печальных примеров, когда свежепоставленные пандусы не подходили ни для каких колясок и тележек.
Владимир Жуйков: Мы уже находимся на этой стадии. Координаторы проекта "Верь сердцу" дали свои рекомендации по поводу устройства общественных пространств для слабовидящих людей. Мы познакомили их с планами по размещению тактильных указателей в общественных местах, тактильной тротуарной плитки, звуковых сигналов (на светофорах, например). Позже непременно будем устраивать фокус-группы, экскурсии на строящиеся объекты для представителей общественных объединений, защищающих интересы людей с ограниченными возможностями. Разумеется, в "Новом береге" вы не увидите, как поверх крутой лестницы устанавливают пандус без перил, по которому даже здоровый человек не сможет скатить свой велосипед. Функциональность и удобство мы выводим на первый план.
В концепции, помимо прочего, предлагается создать "теплую пешеходную сеть". Что это?
Владимир Жуйков: По замыслу наших японских коллег, будущий город должен быть пронизан сетью закрытых пространств, которые можно включить в пешеходную прогулку. Это могут быть атриумы, галереи, через которые будет приятно пройтись в непогоду. Реализовать эту задачу предстоит архитекторам. Весь город так, конечно, не построишь, но хотя бы в зонах наибольшей социальной активности все должно быть устроено именно по этому принципу.
Как будут в "Новом береге" решаться проблемы частного и общественного транспорта, с которыми уже столкнулся Петербург?
Владимир Жуйков: Мы уже обсуждаем с железнодорожниками планы по развитию Сестрорецкого направления. Они планируют сделать линию двухпутной, увеличить количество поездов, сделать их более комфортабельными. Также мы хотим сделать очень крупную пересадочную станцию в Александровской, совмещенную с торгово-развлекательным центром. С нее и будет начинаться та самая безбарьерная среда, о которой мы говорим.
Проблема паркинга в "Новом береге" решается просто: благодаря двухуровневой организации пространства можно будет все автомобили переместить на нижний уровень. Заметьте, речь идет не о подземных стоянках (под землей вообще невозможно ничего устроить, поскольку это намывная территория). Просто за счет плавных перепадов высоты пешеходная часть города будет на восемь метров поднята над автомобильной. Поэтому многие учреждения будут иметь два входа: один на нижнем уровне и один на верхнем.
В городе будут устроены велосипедные дорожки. Не украдут ли они часть пешеходного пространства?
Владимир Жуйков: Все велосипедные дорожки в Хельсинки, Амстердаме или Копенгагене возникли в ходе реконструкции старых городов, поэтому уместно говорить о том, что под них часть дороги или тротуара была изъята. Мы находимся в уникальной ситуации, когда все можно заложить в проект заранее, и всем будет достаточно места: и пешеходам, и водителям, и велосипедистам. Это и есть основная идея "Нового берега" - создать среду, в которой будет себя комфортно чувствовать любой человек.