Теперь государственная регистрация прав может быть осуществлена не по месту нахождения объекта недвижимого имущества, а в любом территориальном органе Росреестра. Так, например, договор дарения квартиры, находящейся в Калининграде, можно зарегистрировать в Москве, а срока госрегистрации сократился до 18 дней.
Хочется подчеркнуть явную направленность законодателя на перемещение сферы взаимодействия заявителей и регистрирующего органа в "информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг" - именно эта формулировка появилась в ряде норм закона N 122-ФЗ, заменив устаревшую: "сети связи общего пользования". Теперь в Росреестр в форме электронного документа можно подать или получить: запрос о предоставлении сведений или выписку из ЕГРП, решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, заявление о государственной регистрации, а также уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений, о зарегистрированных ограничениях (обременениях), о возврате документов без рассмотрения, о приостановлении государственной регистрации и др. Практически весь массив регистрационных действий можно перенести в Интернет.
Еще одна поправка связана с исключением п. 4 ст. 12 закона N 122-ФЗ, гласившего о постоянном хранении дел правоустанавливающих документов и других составляющих ЕГРП. Можно себе представить достаточно объемные архивы территориальных отделов различных управлений Росреестра, требующие затрат на их хранение, обслуживание и использование. Единственный выход, позволяющий в дальнейшем уйти от бумажной волокиты, это оцифровка документов и хранение архивов в электронном виде.
Изменения в п. 4 ст. 16 закона N 122-ФЗ впервые связывают процедуру уплаты госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах. Отменяется обязанность представления документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о госрегистрации прав. Сведения об уплате госпошлины будут отображаться в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и будут являться основанием для рассмотрения документов. В этом случае днем приема заявления о госрегистрации прав будет являться день представления заявителем документа об уплате госпошлины или получения органом, регистрирующим права, сведений об уплате госпошлины. Ранее, днем приема заявления являлся день получения таких заявлений и документов соответствующим органом, осуществляющим регистрацию прав, даже в случае неуплаты пошлины.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и ЕГРП объединены. Теперь сведения о характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в ГКН, считаются сведениями соответствующего подраздела ЕГРП, содержащего описание каждого объекта недвижимости. Также отменена обязательность предоставления кадастрового паспорта как одного из документов, подтверждающих факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для ИЖС. Единственным документом, который подтверждает факт создания объекта ИЖС, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию. Это положение вполне логично, поскольку информацию об объекте недвижимого имущества, которую ранее содержал кадастровый паспорт, госрегистратор теперь может почерпнуть из объединенной государственной информационной системы.
Особое внимание стоит уделить блоку изменений, направленных на защиту прав собственников недвижимого имущества. К примеру, у предшествующего собственника появляется возможность однократно предоставить заявление о внесении записи о наличии возражения в отношении зарегистрированного права. Отметка о возражении будет действительна в течение трех месяцев, и информация о ней будет отображаться в выписке из ЕГРП. Возможно, данная информация заставит воздержаться от приобретения такого "проблемного" имущества потенциальным покупателем.
Еще одним нововведением для собственников недвижимости является возможность подачи заявления "о невозможности государственной регистрации без личного участия". Указанное нововведение переводит в статус нормы закона ранее сложившуюся практику применения так называемых "блокировок" недвижимости. Теперь информация о таком заявлении будет являться основанием для возврата документов без рассмотрения, если за регистрацией, к примеру, обратились мошенники, а не лично собственник недвижимого имущества