23.10.2013 19:41
    Поделиться

    Глава Росфиннадзора на Урале выступил против карательных мер

    Тема совершенствования государственного финансового контроля сегодня особо актуальна в связи с секвестром бюджетов. Кроме того, Минфин РФ призывает ревизоров сменить тактику: не "бить по хвостам", а заняться предварительным контролем расходов распорядителей казенных средств. Чтобы понять, как это отразится на хозяйствующих субъектах, мы пригласили в уральский филиал "РГ" руководителя территориального органа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области Александра Лаптева.

    Росфиннадзор - не очень популярный ньюсмейкер. Поэтому не у всех есть четкое понимание, чем занимается ваша организация.

    Александр Лаптев: "Прародителем" службы стали контрольно-ревизионные управления (КРУ) Минфина РФ. Они занимались надзором за исполнением законодательства РФ в части использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

    В 2004 году были организованы территориальные органы Росфиннадзора, куда, помимо КРУ, вошли региональные управления валютного контроля. Сегодня вся информация о нарушениях бизнеса в части внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стекается к нам из налоговой, таможни, ЦБ. В среднем мы получаем более 500 сообщений в месяц, но подтверждаются не все. Для подтверждения или опровержения фактов сотрудники Росфиннадзора проводят проверки, административные расследования, по итогам которых составляют протоколы или отказывают в возбуждении административных дел.

    Третье направление деятельности для нас новое - внешний контроль качества аудита, причем в рамках всего УрФО (бюджетный и валютный надзор мы обеспечиваем на территории Свердловской области). Формально Минфин РФ всегда следил за работой аудиторов, однако дело ограничивалось выдачей лицензий. В 2011-м в отрасли введено саморегулирование, сформированы пять СРО. Конечно, они негативно отнеслись к тому, что с 2012 года Росфиннадзор получил право контролировать фирмы, осуществляющие обязательный аудит общественно значимых организаций, где доля государства в уставном капитале составляет не менее 25 процентов. Но, несмотря на недовольство, от государева ока им никуда не деться: Россия планирует интеграцию с Европейским экономическим сообществом, где госконтроль аудита обязателен. К тому же проверки показывают: проблемы в отрасли есть.

    По какому принципу формируются планы проверок?

    Александр Лаптев: В отличие от ведомственного контроля, от нас не требуют проверять каждого бюджетополучателя ежегодно. Обычно мы контролировали 3-4 направления реализации приоритетных нацпроектов, а также распоряжение бюджетными трансфертами. За 13 лет количество бюджетополучателей в Свердловской области сократилось в 10 раз, но они стали крупнее. Поэтому проверок сегодня меньше, но они более объемные. Причем ревизоры имеют право проводить встречные проверки всех контрагентов бюджетополучателя независимо от форм собственности, если расчет с ними проводился за счет средств бюджета.

    Второй блок проверок вытекает из ежегодного федерального рейтинга министерств и ведомств, который формирует Минфин по степени риска нарушений бюджетного законодательства. На первом месте с 2007 года - структуры Минобороны. На втором - Росавтодор. На третьем либо МВД, либо МЧС, либо ГУФСИН. Также мы проводим внеплановые проверки по обращениям ФСБ, прокуратуры, СКР по фактам нарушения валютного законодательства.

    А в регионе кто в "лидерах"?

    Александр Лаптев: Также структуры Минобороны: только в этом году заведено уже несколько уголовных дел по фактам хищений. На второе место по степени риска я бы поставил систему высшего образования, где ведомственный контроль отсутствует. Росфиннадзор тоже потерял право в полном объеме проверять вузы, когда они стали автономными учреждениями. Боюсь, однажды это выстрелит: ранее практически у всех наших вузов нарушения были.

    Где чаще всего нарушается бюджетное законодательство?

    Александр Лаптев: При строительно-монтажных работах и госзакупках. Нецелевое использование бюджетных средств было актуально в 2008 году, сейчас оно практически сошло на нет.

    Кстати, Росфиннадзор с 1 января 2014 года наделяется новыми полномочиями: по контролю в сфере государственных закупок. В принципе, наша служба и раньше отслеживала соблюдение условий госконтрактов, полноту и своевременность их исполнения. Теперь же, помимо этих критериев, ревизоры будут оценивать обоснованность и целесообразность заключения контрактов, нормирование, ценообразование.

    Разве не тем же занимается ФАС?

    Александр Лаптев: ФАС следит за соблюдением процедуры торгов. А вот контроля за определением минимальной начальной цены лота раньше не было. Конечно, мы сами пока не можем назвать четкие критерии оценки для разных отраслей, они еще разрабатываются. Если это, к примеру, котировки ТМЦ, можно просто сделать выборку по рынку, а если торги на НИОКР, создание софта? Здесь нужны специальные знания.

    Вы имеете право привлекать внешних экспертов для этих целей?

    Александр Лаптев: Да, но цена одной экспертизы - от 100 тысяч рублей. К тому же местное профессиональное сообщество настолько не заинтересовано в объективности заключений, что очень сложно найти действительно ни с кем не аффилированных экспертов. Приходится привлекать специалистов из Челябинска, Тюмени.

    Думаю, в ближайшем будущем ситуация изменится: в центральном аппарате Росфиннадзора принято решение создать независимый экспертный центр. Помимо госзакупок он будет заниматься анализом работ в рамках капремонтов многоквартирных домов. С 1 января 2014 года Росфиннадзору вменяется в обязанность контроль за использованием региональными операторами средств фондов капремонта.

    А каковы причины нарушений валютного законодательства?

    Александр Лаптев: Чаще всего - низкий уровень квалификации финансового директора, главбуха. Уполномоченные банки не обязаны консультировать по таким вопросам. Мы же стараемся заниматься профилактикой, обучением, даем методические рекомендации. Я убежден: ревизор - врачеватель финансовых систем, а не каратель.

    С другой стороны, есть направления, где государство недостаточно вмешивается в ситуацию. К примеру, просто беда у нас с номинальными фирмами, через которые капитал выводится из России. Внешне все требования выполняются. Но если указан срок возврата выручки 360 дней, значит, только через год банк проинформирует нас о нарушении валютного законодательства. Деньги тем временем из оффшора перекочуют в другое место. Уполномоченные банки вправе сообщать нам о сомнительных денежных операциях, но чаще блюдут меркантильные интересы. Очень слабо в этом помогают Росфиннадзору и органы МВД. Поэтому стоило бы ужесточить процедуру регистрации юрлиц.

    Не пересекается ли Росфиннадзор со Счетной палатой?

    Александр Лаптев: Новый Бюджетный кодекс разделил государственный финансовый контроль на внешний (им занимаются счетные палаты) и внутренний (наша сфера). Счетная палата - орган, созданный парламентом, а Росфиннадзор - правительством РФ. У этих структур совершенно разные задачи. Так, Счетная палата РФ занимается экспертизой ключевых показателей федерального бюджета, подготовкой индикаторов социально-экономического развития, аудитом госдолга, а мы отслеживаем исполнение на местах конкретных ФЦП. Хотя сейчас ставится вопрос о наделении Росфиннадзора полномочиями предварительного контроля. Текущий контроль позволяет властям вовремя корректировать нормативную базу и влиять на экономическую ситуацию.

    Счетная палата РФ совместно с Росфиннадзором договорились выпустить единый классификатор финансовых нарушений. Как это отразится на бизнесе?

    Александр Лаптев: Поможет более четко идентифицировать нарушения. Почему это так важно? Недавние изменения в КоАП РФ ужесточили персональную ответственность руководителей. Если раньше их штрафовали только за нецелевое использование бюджетных средств на 4-5 тысяч рублей, то теперь за нарушения бюджетного законодательства к административной ответственности можно привлечь по 18 статьям КоАП РФ. Размер санкций тоже вырос: руководителю может грозить штраф от 10-50 тысяч рублей или дисквалификация от года до трех.

    На ваш взгляд, можно ли искоренить воровство из бюджета закручиванием гаек?

    Александр Лаптев: Я не за ужесточение, а за совершенствование системы госконтроля. Либерализация иногда может дать больше. Допустим, в сфере валютного контроля до 2011 года были просто драконовские штрафы. Заключило предприятие контракт, прописало поступление выручки в срок до 180 дней, а деньги пришли через 182 дня. Сумма штрафа - от трех четвертей до полной суммы валютной операции. За день опоздания со сдачей документов в уполномоченный банк - штраф 40 тысяч рублей. Для бизнеса это был колоссальный тормоз, многие предприятия просто закрылись.

    Сегодня за нарушение репатриации выручки штрафуют на крупную сумму, только если деньги не поступили на момент рассмотрения дела. Во всех остальных случаях взимают 1/150 от суммы рефинансирования по ставке ЦБ, умноженную на количество дней просрочки. Минимальный штраф за просрочку представления документов до 10 дней - всего 5 тысяч рублей, свыше 10 дней - 20 тысяч, и только если прошло более 30 дней - 40 тысяч. Предпринимателям стало хоть ненамного, но легче заниматься ВЭД.

    Поделиться