22.10.2013 23:06
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Наше общество плохо представляет, чем занимается наука

    Этот знаменитый девиз лорда Френсиса Бэкона не раз повторяли в минувший понедельник, в день открытия VIII Международного кинофестиваля научно-популярных фильмов "Мир знаний", когда в петербургском пресс-центре ИТАР-ТАСС проходила учредительная конференция новой просветительской организации - Информационного бюро "Российская наука". Ее решили создать Российская академия наук, Курчатовский центр, РИА Новости и ИТАР-ТАСС вместе с Всероссийским обществом "Знание" - для качественного изменения в отношениях научного познания и духовной жизни граждан современной России.

    А в том, что такое изменение необходимо, не сомневался никто из выступавших, хотя у каждого был свой взгляд на возможное решение накопившихся проблем. Учредительная конференция напоминала научную дискуссию, своего рода "мозговой штурм", который объединил политиков, ученых, деятелей культуры и представителей СМИ. Тот факт, что в этом разговоре приняли участие Валентина Матвиенко, Владимир Фортов, Андрей Фурсенко, Михаил Ковальчук, Светлана Миронюк, Анатолий Торкунов, Константин Скрябин, Алексей Учитель и другие известные и вполне занятые люди, свидетельствовал о серьезности намерений собравшихся. Меньше всего это напоминало пиаровскую акцию, - слишком важные вопросы требовали ответа. При различии взглядов ни у кого из выступавших не было сомнения в самом диагнозе общественной болезни: подлинное знание вытесняется суррогатными представлениями о мире. В начале второго десятилетия ХХI века 35 % жителей России и 36 % жителей США твердо уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Такая же ситуация и в гуманитарных науках. К примеру, около 70% американских подростков от двенадцати до восемнадцати лет считают, что во время Второй мировой войны США воевали с Советским Союзом. А многие российские молодые люди полагают, что атомные бомбы в августе 1945 года были сброшены на советские города. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Тем более, что это ложное знание умножается повседневно, притом в геометрической прогрессии. Битвы экстрасенсов оказались важнее научно-популярных программ, которые вытеснены на периферию средств массовой информации. На сегодняшнем российском рынке нет достойного места ни серьезному научно-популярному кинематографу, ни просветительскому телевидению, ни научно-популярным журналам. Ложное ощущение информационной оснащенности заменяет реальное понимание мира. Полузнание создает иллюзию знания подлинного. Именно поэтому люди так часто готовы принимать неверные решения - загоняя себя в тупик, двигаясь к катастрофе, они твердо уверены, что выбрали верный путь. Опаснейшая позиция - для каждого в отдельности и для всех вместе.

    Наше общество плохо представляет себе, чем занимается современная отечественная наука. И какие направления российского научного творчества сегодня задают тон в мировых исследованиях. Светлана Миронюк, руководитель РИА Новости привела удивительные цифры: из всего массива публикаций о науке в России 85% рассказывают о зарубежных достижениях и только 15% о российских. Причем из этих 15% только 8% основываются на проверенной информации. Крупнейшие научные учреждения России не имеют своих пресс-служб, которые могли бы внятно рассказать о том, чем занимаются ученые, даже если в этих учреждениях совершаются выдающиеся открытия. Мало кто знает, что без российского участия международная команда ученых, работающая на Большом адронном коллайдере Европейского совета по ядерным исследованиям не смогла бы реализовать один из самых амбициозных проектов последнего времени - экспериментальное открытие бозона Хиггса. Достижения наших математиков во многом определили в высшей степени успешное развитие отечественных поисковых систем, которые далеко перешагнули границы России, - но это, похоже, неведомо даже их пользователям. Этот список можно легко продолжить. Конечно, можно говорить о том, что далеко не все выдающиеся ученые способны стать популяризаторами научных знаний, - но история отечественной науки знает и множество обратных примеров, достаточно вспомнить Дмитрия Менделеева, Александра Ферсмана или Дмитрия Лихачева. Ведь просветители - это своего рода лоббисты науки. И в обществе, и во властных структурах. И обывателям, и политикам, от которых зависит выделение средств на научные исследования, нужно объяснить, какую реальную пользу принесет то или иное научное направление, как оно повлияет на конкретную жизнь людей. Вовсе не случайно Дмитрий Иванович Менделеев любил повторять, что наука служит удобству быта. В устах выдающегося ученого эта мысль может показаться кому-то слишком примитивной, чуть ли не мещанской, - но он-то понимал, что именно такое объяснение роли научного познания в мире доступно всем без исключения.

    При том, что процесс познания необычайно увлекателен, он сам по себе, равно как и его результаты, может быть не только полезен, но и трагичен. Люди порой стараются избегать истины, чтобы сохранить внутреннюю устойчивость, пусть и опирающуюся на ложные представления о мире. Новое знание нередко разрушает стереотипы восприятия, ломает привычные рамки бытия. Это создает социально-психологический дискомфорт, которого многие стараются избегать, даже отказываясь от познания как такового. Но это тупиковый, ложный путь.

    Постоянство изменений, жизнь в меняющемся мире требует особой ответственности, готовности принимать решения в условиях неопределенности. Она требует просвещенных людей, способных принимать самые трудные вызовы современного бытия. Важно понимать, если знание - сила, то незнание - это бессилие.

    Поделиться