Среди мам и пап ходит упорный слух, что все ясли скоро закроют и малышей до 3 лет некуда будет пристроить. И при этом готовится некий образовательный стандарт дошкольного образования, который в ближайшее время изменит всю работу воспитателей. Изучив документ и поговорив с экспертами, "Российская газета" попыталась ответить на пять самых главных вопросов о детских садах.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования сейчас проходит заключительные согласования в правительстве и в ближайшее время, судя по всему, будет принят.
- После широчайшего обсуждения мы доработали наш проект, после чего его утвердил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, - рассказал руководитель рабочей группы по созданию стандарта дошкольного образования Александр Асмолов. - Теперь осталось получить согласование Роспотребнадзора и зарегистрировать документ в минюсте.Такой документ разрабатывается в России впервые. Авторы проекта уверяют, что это просто свод лучшей практики работы воспитателей.
- Дошкольное детство - важный этап развития ребенка, его надо прожить в полной мере, - объяснил директор Института социологии образования Владимир Собкин. - К первому классу малышам не обязательно знать буквы или уметь считать. Но обязательно научиться фиксировать внимание, правильно говорить, сформировать нравственные критерии.
Нет. Мамы и папы, по-прежнему имеют полное право сами сидеть с ребенком до первого класса. Зато всем, кто хочет отдать малыша в детсад, теперь обязаны предоставить место. Если новый стандарт с 1 января вступит в силу, родители получат право требовать место для своего малыша старше 3 лет. И если не в основную группу, то хотя бы в кратковременного пребывания, обязаны пристроить всех.
Серьезного роста стоимости посещения детсада на ожидается. Родители по-прежнему будут оплачивать только питание и уход, работа воспитателей и все занятия с детьми останутся бесплатные. Так было еще в советские времена, когда на каждого воспитанника выписывалась "жировка". Первоначально было опасение, что бесплатными останутся только несколько часов, когда у детей идут именно занятия. Но в стандарте предусмотрели этот момент и всю деятельность педагога с ребенком отнесли к образовательной. А за нее брать плату с родителей нельзя.
Всех - и грудничков, и малышей до 7 лет принимают к себе дошкольные образовательные учреждения. Введение нового стандарта предусматривает право на получение места в садиках ребятами старше 3 лет. Кое-где поспешили закрыть ясельные группы и за их счет набрать старших воспитанников.
- Увеличение количества мест в детских садах не должно происходить за счет сокращения ясельных групп, - объявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. - Важно, чтобы это были новые места, а не происходило за счет сокращения ясельных групп. Министерство знает случаи, когда именно так местные власти старались сократить очередь в детские сады.
Новый стандарт описывает не то, что должен усвоить ребенок, а условия, которые ему должны создать взрослые. Требований к самим малышам напрямую никто не предъявляет. Так что этот документ в большей степени для воспитателей. Это они должны теперь планировать свою работу и проводить занятия, ориентируясь на него. Предполагается, что если педагоги будут соблюдать прописанные в нем положения, то у малышей разовьются все свойства и качества, предусмотренные авторами.
- Никакой школяризации дошкольного образования не будет, - заверил Собкин. - Все нужные знания дети получат в школе. Если маленький мальчик не наигрался в машинки, пока ходил в садик, он уже никогда не сможет этого наверстать. Одна из задач стандарта - защитить детство от ранней "взрослости".
Кроме того, изменится подготовка студентов, получающих образование по специальности "воспитатель". Детские сады открывают новые группы, чтобы заполнить все вакансии потребуются сотни тысяч новых специалистов. Зарплата дошкольных педагогов сейчас перестала быть пугающе низкой. Но, чтобы привлечь такое количество желающих работать с малышами, видимо, ее придется поднять хотя бы до уровня той, что получают учителя в школах.
Владимир Собкин, директор Института социологии образования, академик Российской академии образования:
- В стране сложилось такое неправильное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы - к детскому саду. Малыши - к школе. Школьники - к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит только к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня. Каждый возраст надо полноценно прожить. То, чего ребенок будет лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает.