Для кого-то это, возможно стало сюрпризом, но не для обозревателя "РГ", которая десять дней назад наблюдала за тем, как на крупнейшем европейском кино-телерынке в Канне MIPCOM, в рамках работы российского Открытого инновационного павильона, известный телеведущий Алексей Пивоваров объяснил, как видит новости будущего. Он представил свой новый проект, который на русском языке называется "Реальность", но в дословном переводе с английского звучит как "Новая реальность". И не стоит это путать с реалити.
Теперь каждый может быть сам себе репортером, "раскручивать" себя и свое имя, да еще и зарабатывать на этом. В принципе, благодаря социальным сетям: все это уже в некоторой степени возможно, просто в данном случае предлагается новая платформа для работы. Как все это будет выглядеть в "Реальности" Алексей Пивоваров пояснил "РГ".
Алексей, прежде всего, скажите, "Реальность" - продолжение вашего же весьма популярного в Интернете проекта "Срок"?
Алексей Пивоваров: Нет, это принципиально другой проект. "Срок" снимали документалисты. Это было документальное кино. Просто оно было "порублено" на серии. Это был документальный сериал, и сейчас на его основе мы уже доделываем полнометражный фильм. А "Реальность" - совершенно новый старт-ап, где снимают сами люди. По некоторому образцу, но сами.
Можно сказать, что это - будущее нашего ТВ?
Алексей Пивоваров: Да, я абсолютно в этом уверен. Этот контент уже проник во все сферы действительности и, безусловно, в производство новостей. Придумали такое определение: user generation news coverage. И точно, что за этим - будущее, потому что все идет к тому, что как блогеры заменили печатные издания, так и индивидуальные видеоблогеры будут соревноваться на рынке с большими медийными компаниями. Даже, скорее, они будут сотрудничать и дополнять друг друга, что уже происходит. Это не вопрос того, что кто-то кого-то сживет со света.
Но что предпочтительнее - контент, сделанный профессионалами, или любителями?
Алексей Пивоваров: На мой взгляд, чем больше разного контента, тем лучше для всех. Потому что кто-то скажет, что профессиональный контент - он ангажированный. Он всегда отражает точку зрения той или иной организации или компании. Но с другой стороны это профессионально снято.
Те же стендапы любитель не сделает так, как специально обученный журналист.
Алексей Пивоваров: Мы же не предлагаем ничего отменить. Просто говорим что, наряду с профессиональным, может существовать и другой тип контента.
Тогда объясните, как "Реальность" работает?
Алексей Пивоваров: Мы делаем мобильное приложение для гаджетов. Не выходя из этого приложения, вы можете увидеть список предстоящих новостей или выбрать какую-то свою. Затем, находясь на этом событии, самостоятельно снять его по определенным правилам. Смонтировать там же, в приложении, если это нужно. В том числе и в том случае, если вы сняли больше 90 секунд. И - выложить сюжет туда же, в приложение. Вот и все.
На презентации вы объясняли, что зрители дают на это деньги. Для чего?
Алексей Пивоваров: Они могут дать деньги. Например, я, как пользователь, вижу список предстоящих событий, которые мне интересно было бы посмотреть. Например, новость: в Сидней заходит королевская яхта. Скажем, 800 пользователей отметили это событие как интересное для них, соответственно, и я понимаю, что, если это сниму и сделаю хороший репортаж, то кто-то, возможно, захочет мне за это заплатить. Вот так это работает: чем лучше я делаю репортаж, тем больше у меня шансов получить деньги. А главное - больше шансов прославиться. Эти 800 или 1000 человек меня увидят. Порекомендуют другим...
Но для этого вы должны находиться в Сиднее.
Алексей Пивоваров: Да. Все человек делает за собственный счет. Мы никого никуда не отправляем.
Например, я, как человек, который пишет о культуре, собираюсь на какое-то событие. Я смотрю в вашем приложении, есть ли у людей к нему интерес...
Алексей Пивоваров: Можете даже не смотреть. Если вы сами считаете, что это интересно, идите и снимайте. Сделали с помощью приложения 90-секундный репортаж и выложили его в Сеть. И он получился такой прекрасный, и о вас все узнали - мы поощряем, если человек снимает себя на фоне новости. И при этом еще кто-то вам за это заплатил.
А лимит по времени?
Алексей Пивоваров: 90 секунд после монтажа. Если вы проверенный юзер и у вас хорошие репортажи, то ваше время увеличивается до 180 секунд. Все зависит от того, как мы выстроим видеохостинг. Мы еще не решили.
Приложение никак не связано с каналом НТВ?
Алексей Пивоваров: Нет, это наша личная частная инициатива.
Вы сказали, что похожее приложение есть у газеты Guardian?
Алексей Пивоваров: Да, и у Guardian, и у CNN. Мы придумали сами, стали искать на рынке и увидели, что похожие истории есть еще и у Fox News и Life News. Но они немного отличаются от нашей идеи, и, на наш взгляд, в силу тех или иных причин не "выстреливают", потому "недокручены". Мы, в принципе, понимаем почему, но это наш сугубо профессиональный вопрос.
Life News может совершенствоваться и составить серьезную конкуренцию на российском рынке.
Алексей Пивоваров: Life News ориентирован на другое. Они сделали приложение, которое позволяет вам заработать денег, если вы сняли эксклюзив. За любое эсклюзивное видео, которое им интересно, они готовы заплатить. Они публикуют список того, что готовы купить. Например, пишут: Любое видео задержанного в Белоруссии Баумгертнера мы у вас купим за 50000 рублей. Но это - другая история. Им неинтересны вы, им интересно ваше видео. Наша "Реальность" - другая.