20idei_media20
    24.10.2013 05:19
    Рубрика:

    Как миграционный центр в Приморье поможет решить проблемы приезжих

    Поможет ли миграционный центр решить проблемы иностранной рабсилы
    Создание в Приморье миграционного центра - дело практически решенное. Власти региона, поддержавшие эту идею краевого УФМС, надеются, что он поможет решить массу проблем, в том числе и нелегальной миграции.

    Вице-губернатор края Александр Лось считает, что такой подход позволит перейти к развитию централизованной трудовой миграции в регионе.

    - Создаваемая структура должна быть абсолютно прозрачной и опираться на законодательную базу, - заявил он.

    В выпуске "Экономика Дальнего Востока" от 17 октября было опубликовано интервью, в котором о создании подобной структуры и о других проблемах, касающихся в том числе и межнациональных конфликтов, рассуждал глава приморского управления миграционной службы Максим Белобородов.

    Откликнувшиеся на публикацию эксперты рассказали о своем видении происходящего.

    Виталий Станиславчук, член общественного совета при УФМС России по Приморскому краю, преподаватель ДВФУ:

    - Единый центр по работе с мигрантами, прежде всего, поможет им самим не оказываться в сложных ситуациях: без денег, работы и документов. Поможет научиться себя защищать законным образом. Наконец, это удобно: человек сможет получить все необходимые документы в одном месте, не мотаясь по городу, не выстаивая очереди у каждого из отделов.

    Мы очень долго обсуждали, как сделать так, чтобы избежать межнациональных конфликтов. Ведь во Владивосток сейчас приезжают молодые люди из Узбекистана и Таджикистана, которые не жили во времена СССР, не застали единое государство, где не было межнациональных конфликтов. Сейчас связи разрушились, и попадающие к нам мигранты пытаются жить здесь, руководствуясь своими представлениями. Часто это противоречит российскому законодательству, русскому менталитету и обычаям. Это главная причина возникновения межнациональных конфликтов. Создающийся центр призван свести их к минимуму.

    В центре будут работать общественные и религиозные деятели, к примеру, представители мусульманских организаций Приморья, которые тоже заинтересованы в спокойствии местного населения. У нас есть хороший пример - российский Татарстан, где больше половины населения мусульмане, но межнациональных конфликтов нет.

    Юрий Авдеев, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук:

    - Неужели, собрав под одной крышей все подразделения УФМС, которые занимаются иностранными работниками, можно решить проблемы, с которыми сегодня сталкиваются мигранты? Это либо заблуждение человека, пока еще не осознавшего их масштаба и характера, либо осознанное действие, направленное на монополизацию права управления миграционными потоками в крае.

    Предложение УФМС о создании центра по форме повторяет один из элементов схемы управления процессами трудовой миграции, разработанной в нашем институте, по сути - противоположно. В понимании руководителя службы оно может осуществляться только государственным органом и создаваемыми им (а значит, находящимися под его контролем) структурами. Никаких общественных организаций и посредников.

    Схема, предложенная нами, была ориентирована на использование потенциала бизнеса, что предполагало, с одной стороны, его активное участие (значит, и ответственность) за эффективное использование иностранной рабочей силы. С другой - минимизацию участия государства в этом процессе.

    "Нелегалы" - это брак в работе миграционной системы, требующий новой организации работы в самой службе и поиска решений для мигрантов, уже находящихся (в том числе и нелегально) на территории края.

    Миграционный центр в Приморском крае нужен, но когда под одной крышей и вдали от посторонних глаз будут размещены государственная структура и порожденная ею, унитарная, но коммерческая организация, всегда будет соблазн перенаправить всякого, кто пришел решить свои проблемы в государственном учреждении, в коммерческое подразделение: за деньги, но быстро. Поэтому, насколько искренни и бескорыстны намерения организаторов подобной схемы - большой вопрос.

    Проблемы организации жизни мигрантов в крае можно было бы планомерно и последовательно решать за счет освобождающихся зданий военных городков, быстровозводимых зданий, организации целых жилых кварталов...Понятно, что решение этих проблем за пределами компетенции ФМС. Но в этом не очень заинтересованы муниципальные и региональные власти.

    Баходир Нураков, председатель общественной организации узбеков и уроженцев Узбекистана по Приморскому краю "Адолат" ("Справедливость"):

    - Зачастую люди сами не обращаются к сотрудникам УФМС, потому что, во-первых, не могут правильно заполнить бумаги, во-вторых, не хотят отвечать на вопросы, которые им задают: "где живешь, у кого, кто хозяин квартиры, его номер телефона". Интересно, но таких вопросов не возникает, если приезжий обращается к посреднику. ФГУП "Паспортно-визовый сервис" при ФМС России или к другим посредникам. Но ФГУП берет за оформление документов 11 тысяч рублей, "посредники" еще недавно брали до 18 тысяч, сейчас снизили цены до 8-10.

    Да, сейчас в отделе УФМС, где выдают патенты, нет очередей, но, по моему мнению, это сезонный спад. В начале нового года желающих снова станет больше в разы.

    Мы считаем, что тех "посредников", которые выдают фальшивые документы, надо убирать, но мы не против тех, кто помогают заполнить документы. Только цены на их услуги должны быть ниже. Мы связывались с земляками, работающими в других регионах. К примеру, в Хабаровске филиал ФГУП берет 2,5 тысячи рублей.

    Сергей Пушкарев, руководитель приморской региональной общественной организации "Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений":

    - Мечта руководителя миграционной службы об оргнаборе, конечно же, хорошая. Но осуществление ее на данном этапе представляется невозможным. В нынешней системе УФМС нет подразделения, которое могло бы серьезно решать задачу оргнабора, нет для этого людей, да это и не их функция. Нет устойчивых связей и организационных структур, взаимодействующих с подобными структурами в местах выхода мигрантов: дешевле и проще там готовить и формировать качественный состав мигрантов соответствующий потребности территории вселения. Все это нужно создавать, но это вряд ли под силу региональным управлениям. Есть несколько схем организации оргнабора, есть исторический опыт организации переселений на Дальний Восток в разные эпохи, и если это внедрять, то без подключения специалистов, которые занимаются этими проблемами, вряд ли удастся решить эти проблемы.

    Таким образом, во-первых, принципиально неверно считать миграционные проблемы порождением самих мигрантов. Нам необходимо ответить самим себе, какую задачу мы решаем: извлечь максимум дохода из мигрантов или же создать конкурентную среду, куда люди едет с удовольствием работать, делают то, что необходимо для жителей территории, ну и сами зарабатывают.

    Во-вторых, чтобы не доводить дело до масштабных межнациональных разборок, сродни тому, что сегодня происходит в столице и других городах России, решать эти проблемы необходимо, не отталкивая, а объединяя всех, кто к этому причастен, не подозревать заранее или выказывать недоверие, а прислушиваться, обобщать и на практике внедрять все самое лучшее.