До этого он почти 20 лет жил и работал в Японии, читал лекции в университетах Киото, Канадзава и Осака.
- В Японии у меня была приличная лаборатория в Осаке. Решение о возвращении было сложным, но правильным. Тольяттинский госуниверситет выбрал потому, что в 1983 году я начинал здесь на кафедре физики. В ТГУ работают мои коллеги, с которыми мы сотрудничали, поэтому все другие предложения о работе смысла не имели, - рассказывает Алексей Виноградов.
Сегодня в лаборатории 28 сотрудников, больше половины - моложе 35 лет. В коллективе 3 доктора наук, 6 кандидатов наук, 6 аспирантов и 5 студентов. Виноградов признается, что гордится ими - авторами успешных разработок и проектов.
На средства гранта и внебюджетные средства для лаборатории было закуплено современное (во многом уникальное) научно-исследовательское оборудование ведущих мировых производителей, что позволило резко повысить качество и эффективность проводимых исследований по следующим направлениям: фундаментальные проблемы прочности и пластичности материалов, причины и физические механизмы разрушения материалов, а также создание образцов экспертных систем технической диагностики. Коллектив лаборатории сумел разработать концептуально новую, инновационную систему непрерывного мониторинга и диагностики тяжелонагруженных подшипников, которая реализована в промышленном исполнении, апробирована и внедрена на Котласском целлюлозно-бумажном комбинате. На ее примере впервые удалось реализовать многие новые технические идеи и алгоритмы, возникшие и разработанные в ходе выполнения проекта, в том числе идею беспороговой регистрации потока акустико-эмиссионных сигналов, обработки реального времени, удаленного доступа и мониторинга.
В лаборатории на постоянной основе работают специалисты из разных стран - Италии, Японии и др. Идет активное сотрудничество с университетами Австралии, Швейцарии, Германии и Японии. Сейчас рассматривается предложение об открытии "клона" лаборатории в Асколи (Италия).
Результаты работы лаборатории уже имеют конкретное практическое применение. С недавнего времени вуз сотрудничает с ОАО "РЖД". Устанавливаются связи с ОАО "АвтоВАЗ", представителям которого были продемонстрированы новые возможности разрабатываемой в ходе проекта диагностической системы двигателей внутреннего сгорания, проведены первые испытания системы на стендах отдела доводки двигателей ВАЗа.