На это и нацелена федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России". За период 2009-2013 годов ее участниками стали десятки тысяч молодых ученых. В высокорейтинговых международных научных журналах был опубликован целый ряд работ высокого - международного уровня.
Вот лишь несколько примеров подобных проектов.
Группой ученых химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова разработаны принципиально новые сверхпроводники, которые показывают уникальные характеристики при высоких температурах. Как известно, эффект сверхпроводимости, когда ток течет по проводнику без потерь, в полной мере проявляет себя при очень низких температурах жидкого гелия. Подобная сверхпроводимость - очень дорогое удовольствие, поэтому ученые во всем мире перебирают тысячи самых разных соединений, надеясь найти то, которое будет сверхпроводником при более высокой температуре. Уже созданы десятки таких материалов, однако они имеют "букет" различных недостатков.
- У них есть один общий минус, который сводит на нет многие достоинства: при больших плотностях тока материалы быстро теряют сверхпроводимость, - говорит заведующий кафедрой неорганической химии химфака МГУ, доктор химических наук Андрей Шевельков. - По сути, одно исключает другое. Мы искали компромисс: материал должен пропускать максимально большой ток, оставаясь при этом сверхпроводником при максимально высокой температуре.
Направление поиска определили исследования японских ученых, которые в 2009 году создали новый класс высокотемпературных сверхпроводников на основе композита чистого арсенида железа-лития LiFeAs. Материал обладал набором уникальных свойств, которые представлялись очень перспективными для дальнейших исследований. Неудивительно, что экспериментировать с ним начали ученые многих стран. Включились в эту гонку и россияне. Они стали в открытом японцами соединении заменять одни элементы на другие. Собственно, именно так и ведут поиск все специалисты в области сверхпроводимости. Но вариантов бесчисленное множество. Поэтому "слепой" перебор бессмыслен. Поиск перспективного композита - это глубоко научный метод, основанный на знании свойств элементов, их взаимосвязях, способности "работать" в связке с другими элементами. Так, вместо железа в соединении появился кобальт, а литий заменен на рубидий. Эксперименты показали, что ученые добились своей цели: новый сверхпроводник сочетал в себе, казалось бы, несочетаемое: длительное время пропускает ток очень высокой плотности при высоких температурах. То есть эффект сверхпроводимости оказался очень стабилен.
- Не менее важно, что нам удалось решить и другую проблему, - говорит профессор Шевельков. - Японцы могут получать свои сверхпроводники только в виде порошка, что крайне нетехнологично. А мы изготовили сверхпроводящие кристаллы, чего пока не умеют делать нигде в мире.
Эта технология запатентована, статьи о ней опубликованы в высокорейтинговых международных журналах, включая Chemistry of Materials, Physical Review B, Crystal Growth & Design.
Финансирование проекта составило 3,2 миллиона рублей. По условиям программы "Кадры", 52 процента фонда заработной платы пошло на зарплаты молодых участников проекта - аспирантов, дипломников, студентов. К примеру, зарплата аспиранта составила около 15 тысяч рублей. Уже защищены 2 кандидатские диссертации, еще одна будет рассматриваться в декабре. По словам Андрея Шевелькова, коллектив продолжает свои исследования, ищет варианты, способные улучшить полученные характеристики сверхпроводника. Кстати, этот класс представляет огромный интерес для фундаментальной науки. Ведь до сих пор не создана теория сверхпроводимости, описывающая эффект в подобных соединениях.
Цель другого проекта, реализованного в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" - работы коллектива Научно-исследовательского института онкологии им. Н.Н. Петрова (Санкт-Петербург), - проверить, насколько эффективен созданный российскими химиками на основе гуминовых кислот новый препарат для борьбы со злокачественными опухолями. По словам разработчиков, он принципиально отличается от многих средств химиотерапии. Препарат не только успешно подавляет опухоли, но и обладает низкой токсичностью, что крайне важно для любого пациента. Ведь один из главных недостатков химиотерапии как раз высокая токсичность препаратов, что проявляется во множестве побочных эффектов.
Ученые НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова проверяли новый препарат на животных. И он подтвердил свои возможности, которые были заявлены его авторами: эффективный и низкотоксичный. А раз нет необходимости лечить побочные эффекты, то резко снизилась стоимость химиотерапии.
Это заключение санкт-петербургских ученых открыло дорогу следующему наиболее важному этапу исследований - клиническим испытаниям. Надо отметить, что новым препаратом заинтересовалась одна датская фирма. Уже подана заявка на участие в проекте по 7-й рамочной Программе Евросоюза. Партнерами россиян будут выступать Университет Хайфы (Израиль) и Королевский колледж (Англия).
- Но новый препарат может успешно работать не только в онкологии, он дал еще один, прямо скажем, неожиданный эффект, - рассказывает заместитель руководителя проекта, доктор биологических наук Ирина Попович. - Мы применили его в экспериментах на мышах. И оказалось, что препарат обладает способностью продлевать им жизнь.
Конечно, мыши употребляли не тот препарат, который борется с опухолями. Дело в том, что у этого вещества, из которого он сделан, есть разные модификации. Так, одна работает в онкологии, а вот другую, совершенно безвредную, ученые решили проверить на животных: какой эффект она даст? Результат удивил биологов: мыши стали дольше жить. Более того, у них продлился репродуктивный период. Причина эффекта препарата оказалась, как ни странно, довольно простой. Он снижал температуру тела, что и привело к увеличению продолжительности жизни.
В проекте стоимостью 3 миллиона рублей участвовала группа молодых ученых. Так, Ярослав Муразов и Мария Юрова, которые пришли в проект аспирантами, защитили кандидатские диссертации. По итогам проекта подготовлено 32 публикации в рейтинговых научных журналах