24.10.2013 19:08
    Поделиться

    Sotheby's привез в Москву картины на 200 миллионов долларов

    25-летие своей деятельности в России аукционный дом Sotheby’s отмечает выставкой в залах Российской Академии художеств, которая открыта для публики 24 и 25 октября.

    Среди привезенных работ - вазы Императорского фарфорового завода времен Николая I и скульптура Джакометти, живопись прерафаэлитов и полотно Пабло Пикассо, два вида Венеции от Каналетто и деревенская сцена "Бретонский мальчик и гусь", написанная Гогеном, портрет кисти Фалька и полотно "Подмосковная электричка" (1990) С.Файбисовича… Общая сумма всех привезенных работ - порядка 200 млн. долларов.

    Дело, конечно, не только в юбилее, но и в том, что майский показ в Москве работ, выставленных на летние торги Sotheby’s, дал приток покупателей из России. Неудивительно, что в преддверии осенних и зимних торгов Sotheby’s решил сделать тот же ход и показать лоты, которые могли бы заинтересовать коллекционеров в России.

    Так, среди привезенных работ есть те, которые когда-то уже жили в России. Например, небольшая работа Лукаса Кранаха-старшего "Смерть Лукреции" (1525) принадлежала некогда графу Григорию Строганову. Проведя значительную часть жизни в Париже и Риме, Строганов собрал огромную коллекцию, славившуюся произведениями итальянских мастеров XIII-XIV веков. После его смерти в 1910, часть коллекции была завещана Эрмитажу, часть же продана наследниками. Работы из собрания Строганова есть в Метрополитен-музее, Национальной галерее в Вашингтоне, палаццо Барберини в Риме… Работа Кранаха-старшего принадлежит к серии маленьких "рондо", в которые художник вписывал и портреты, и мифологические, исторические, религиозные сюжеты… Эксперты Sotheby’s считают, что эта серия Кранаха-старшего насчитывает не больше дюжины работ.

    Среди лотов зимнего аукциона в разделе "Старые мастера и британская живопись" - особое место занимают картины прерафаэлитов. После большой выставки "Прерафаэлиты. Викторианский авангард" в ГМИИ им. А.Пушкина работы Данте Габриэля Россетти, Уильяма Холмана Ханта коллекционеры по идее должны встретить как старых знакомых. Правда, в данном случае - знакомых, о которых наслышаны, но еще не видели. Полотно Ханта "Тосканская девочка" (1869) за пределами Великобритании не выставлялась. Как, впрочем, и "Рождественское песнопение" Данте Габриэля Россетти…  Эти работы находились последние 90 лет в собрании промышленника Уильяма Хескета Левера, а затем его сына. Коллекция Левера (он же виконт Леверхьюм) насчитывала более 20 тысяч произведений, которые хранились в поместье в Торнтоне. Впрочем, первый виконт Леверхьюм, говорят, любил роскошь, но не негу и имел обыкновение спать на открытом воздухе на крыше своего дома (под навесом), просыпался в 4.30 утра и принимал холодную ванну. Как этот спартанский аскетизм уживался с любовью к прекрасному, трудно сказать. Но возможно, прерафаэлиты и крестьянская тосканская девочка с голубем на плече, плетущая из соломинок поясок, могут помочь в поисках ответа.

    Отдельный раздел выставки занимает русское искусство. Кроме непременного Ивана Айвазовского (на этот раз с полотном "Кораблекрушение в ненастное утро"), тут можно увидеть скульптуру "Девушка в венке" (1896-1898) Михаила Врубеля, портрет кисти Валентина Серова 1892 года, работы Павла Челищева,  Николая Фешина… Тут можно обнаружить рисунок Бориса Кустодиева "Обнаженная" (1921), где художник нежную безыскусность купальщицы плавно превращает в грацию античной нимфы.  И, разумеется, невозможно не заметить большой портрет кисти Роберта Фалька "Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая" (1917). Фальк пишет известного коллекционера на тревожном багрово-красном фоне, сидящего неловко, полусогнувшись на стуле. Он в котелке и в пальто: то ли зашел на секунду, то ли собрался в дорогу. Это одна из немногих сохранившихся работ из коллекции, большая часть которой погибла во время бомбежки в 1941.

    Часть работ представляют первый аукцион современного искусства Восточной Европы и России "Современный Восток", которые пройдут в Лондоне. Среди лотов обещают работу Ильи Кабакова из серии "Праздники" (1987). Но в Москве ее нет, зато можно увидеть работы Эдуарда Гороховского, Семена Файбисовича, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского…

    Среди топ-лотов аукциона "Импрессионисты и искусство ХХ века" - полотно "Женская голова" Пабло Пикассо  1935 года (эстимейт - 20-30 млн. долл.)  и скульптура Альберто Джакометти "Большая голова Диего" (35-50 млн. долл.).  Пикассо в женском портрете соединил античный ясный профиль Марии-Терезы Вальтер с ее же затененным "ночным" ликом.  Альберто Джакометти в скульптурном портрете младшего брата анфас превращает почти в вертикальную линию, а профиль - в выразительный рельеф, словно предназначенный для древнего монумента.  А рядом - полная нежности, неги и юмора работа Хоана Миро "Счастью любить мою брюнетку" (1925), работы Поля  Гогена, Фернана Леже, Хуана Гриса…

    Поделиться