Новости

28.10.2013 00:41
Рубрика: Экономика

Бюджет трудного дня

Проект бюджета принят в первом чтении
Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период до 2016 года.

Пожалуй, это случилось впервые за многие годы - при рассмотрении проекта главного финансового документа страны на год  не было больших расхождений ни в оценке возможностей России, ни по перспективам ее экономического роста, ни по направлениям, куда следует направить бюджетные деньги в первую очередь и где их можно взять. Все всё правильно понимали - и тот, кто от правительства представлял этот бюджет, "сверстанный в условиях  непростой макроэкономической ситуации", и те, кому предстояло взять ответственность за его принятие на себя. Но такого тяжелого обсуждения бюджета как было в этом году, история Государственной думы, по словам председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Андрея Макарова,  не знает.

Министр финансов Антон Силуанов кратко обрисовал общую картину: "Экономический рост с почти 5 процентов в 2012 году сократился до 1,2 процента в 2013-м". И уточнил детали: "Период повышения сырьевых цен на глобальных рынках окончен. Цены на промышленные металлы снижаются второй год подряд. Цены на нефть также не растут, доходы компаний не увеличиваются.  Прежняя модель роста экономики, построенная на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, прошла". И сделал пессимистический вывод: "Возможности для дополнительного наращивания бюджетных расходов исчерпаны". Чем очень огорчил лидера КПРФ Геннадия Зюганова, который, как и другие, помнил, что в Резервном Фонде и Фонде национального благосостояния деньги есть, по сведениям Зюганова, около 7 триллионов рублей неиспользованных средств, которые, по его мнению,  можно было направить "в промышленность, сельское хозяйство и другие базовые отрасли".

Но у Минфина свой расчет: "Мы будем работать над повышением эффективности бюджетных расходов. Мы предлагаем решить вопрос о заморозке тарифов для естественных монополий", - пообещал депутатам министр финансов, заметив также, что предполагается принять и другие меры по улучшению инвестиционного климата. Например, до 2018 года сохранить невысокий уровень налогообложения в ненефтегазовом секторе. И успокоил тех, кто волнуется по поводу средств Фонда национального благосостояния: они будут инвестированы в крупные инфраструктурные проекты, что будет также способствовать росту экономики. Этот рост, по словам Антона Силуанова, в 2014 году правительство прогнозирует на уровне трех процентов.

Впрочем, у некоторых депутатов были другие виды на "резервные" деньги. Они предложили использовать их для поддержки регионов, которым приходится нести тяжкий груз по кредитам. Силуанов согласился, что кредитная нагрузка на бюджеты субъектов Федерации растет. И в следующем году "будет непростая ситуация с исполнением бюджетов субъектов РФ". "Видя это, - пояснил глава Минфина, - мы предусматриваем в первую очередь увеличение финансовой помощи, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, проиндексированной на пять процентов, то есть на прогнозируемый уровень инфляции.  Несмотря на то, что по всем другим позициям мы сокращаем расходы на пять процентов". Однако  министр предложил депутатам подумать и о другой помощи регионам  -  снижении ставки по кредитам.

Антон Силуанов назвал главные направления бюджетной политики в 2014 году и следующей за ним двухлетки - поддержка стратегических отраслей промышленности, малого бизнеса, инвестирование в инфраструктурные проекты, снижение кредитных ставок, развитие Дальнего Востока и Забайкалья, Северо-Кавказского региона, Калининградской области и одновременно сокращение расходов на госзакупки, заморозка зарплат госслужащим, военнослужащим, прокурорам и судьям.

И напомнил думцам, что нынешний проект бюджета был сформирован по новому принципу - программно-целевому. Правда, обсуждение госпрограмм, по словам главы Минфина, показало, что они "нуждаются в доработке и совершенствовании". "Мы прекрасно это увидели, спасибо депутатам за их предложения", - сказал Силуанов и заверил всех, что "госпрограммы будут доработаны  и до следующего бюджетного цикла уточнены с тем, чтобы мы могли уже повысить эффективность этого инструментария".

"На сегодняшний день это является принципиальным моментом, поскольку выделение приоритетов в госпрограммах  - это не что иное как формирование приоритетов государства, которые закладываются в долгосрочные документы правительства и государства", - заявила председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, уточнив, что в 2014 году, судя по проекту бюджета, госпрограммами охвачено только 58,5 процента.  А дальше вообще тенденция на снижение. К тому же, по словам Голиковой, из представленных 39  программ, пять вообще не содержат объема ассигнований, распределенных по годам. "Полноценная система госпрограмм, позволяющая с помощью комплексов взаимосвязанных мероприятий и межотраслевого взаимодействия достигать поставленные цели и решать намеченные стратегические задачи, пока не сформирована", - сказала глава СП. В проекте нового бюджета Татьяну Голикову беспокоит сокращение расходов на здравоохранение. Это объясняется тем, что часть их переходит на финансирование  в Фонд обязательного медицинского страхования. Но пока механизмы этого перевода не созданы, и Голикова опасается, что по этой причине качество и доступность медицинской помощи в федеральных учреждениях будут резко снижены.  

У председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Руденского в проекте бюджета свой интерес: "Необходимо массовое обновление основных фондов. Для этого нужны доступные кредиты. Иначе мы не можем производить продукцию мирового качества и становимся неконкурентоспособными, особенно после вступления в ВТО".  Правительство  предусмотрело в бюджете на 2014 - 2016 годы средства для поддержки отраслей российской экономики в связи со вступлением в ВТО в сумме 15 миллиардов рублей в год, сообщил Силуанов.

Тем не менее фракции КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" заявили, что голосовать за такой бюджет не станут. И напрасно председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров  предупреждал, что "непринятие бюджета несет в себе такие риски, которые страна перенести не может". И убеждал депутатов оппозиции, что, не голосуя за бюджет, они не голосуют за 138 миллиардов рублей, которые согласно проекту пойдут на предоставление материнского капитала. За 5,2  миллиарда рублей, предназначенных на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, 16,6 миллиарда - на компенсацию возмещения вреда здоровью в связи с выполнением обязанностей военной службы по призыву.  120 миллиардов, напоминал коллегам Макаров, должны пойти на сбалансированность бюджетов РФ, 48,9 млрд - на экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья. "Мы не принимаем  бюджет - и они не пойдут,  как  и 10,5 млрд - на развитие и повышение конкурентоспособности  наших вузов, 23,1 - на увеличение размеров пенсий тех, которые уволены с военной службы и приравненным к ним службам", - горячился глава комитета. "Я уж не говорю о том, что новые обязательства, которые несмотря на дефицит средств принимает на себя бюджет, а это 14,3 миллиарда - на создание резерва на сезонные риски - по селу, 12,5 миллиарда - это железнодорожные перевозки, 12 миллиардов - субсидии на организацию пригородных перевозок. Я могу продолжать перечислять, но для этого надо поднять бюджет и просто прочитать", - сказал Макаров, но никто не поспешил последовать его совету.

Голосование выявило уже традиционный расклад -243 -"за", 142 - против, трое воздержались. Принятый в первом чтении бюджет - с дефицитом в 0,5 процента ВВП. В  2014 году доходы, согласно проекту,  составят 13,57 триллионов рублей, а расходы - 13,96 триллионов рублей. Инфляция в этот год предполагается на уровне 5 процентов, а дальше прогнозируется снижение ее на полпроцента. При этом бюджет сориентирован на цену нефти в 100-101 доллара за баррель, а для самого доллара обозначен "коридор"  на трехлетку от 33,4 рубля до 34,9 рубля.

"Главный итог - мы нашли понимание с правительством. У нас единые цели, и мы готовы двигаться в этом направлении вместе", - признался Макаров журналистам после чтения проекта бюджета. А министр финансов Антон Силуанов заявил: "Бюджет отвечает тем вызовам, которые сегодня стоят.  Целый ряд структурных мер необходимо реализовать правительству вместе с Государственной думой с тем, чтобы повысить отдачу бюджета, выделить дополнительные средства на инфраструктуру, которая является сегодня тормозящей составляющей экономического роста, поддержать малый бизнес. На все эти вопросы бюджет имеет ответы. К тому же у нас есть резервы - на случай если макроэкономическая ситуация окажется хуже".

Комментарий

В следующем году на каждого гражданина России из бюджета страны планируют потратить больше 8 тысяч рублей в месяц или 97 тысяч рублей в год. За месяц на каждого из нас придется больше, чем в этом году на 300 с лишним рублей, годовые траты вырастут на 4 тысячи.

Такие данные привел Минфин к проекту бюджета на 2014-й и два последующих года. Голосуя за принятие проекта документа в первом чтении, депутаты рекомендовали правительству публиковать его в понятной и доступной для граждан форме.

Министерство финансов, как писала "РГ", уже подготовило проект "Бюджета для граждан", где расписал, как триллионы и миллиарды казны будут потрачены применительно к потребностям отдельного среднего человека и что именно они дадут российской экономике. Но и это не все. Те, кто внимательно читает бюджет, могут увидеть расходы не только федеральной казны, но и бюджетов бюджетной системы, то есть с учетом денег, заложенных в бюджетах субъектов и государственных внебюджетных фондов (Пенсионного, обязательного медстрахования и социального страхования). И тогда расклад несколько меняется.

Самыми большими применительно к отдельному человеку будут в федеральном бюджете траты по графе "социальная политика" - 26,3 тысячи рублей в год. А из бюджетов бюджетной системы получится уже 63,8 тысячи рублей. Они в следующем году вырастут почти на четыре тысячи.

Из федеральной казны в расчете на душу населения по таким статьям, как "образование" и "здравоохранение", каждый из нас получит немного меньше, из бюджетов бюджетной системы - больше. На здравоохранение из них среднему россиянину причитается 17,4 тысячи рублей в год, на образование - 21 тысяча. Так что сокращение расходов по всем ведомствам на пять процентов на положении граждан сказаться не должно.

Как будут звенеть деньги в кармане каждого? Трудовые пенсии вырастут на 6 процентов с февраля и ориентировочно на 2 процента с апреля. Социальные пенсии за год увеличатся почти на тысячу рублей, к началу 2015 года они будут составлять 7,6 тысячи рублей. Размер материнского капитала в 2014 году перевалит за отметку 400 тысяч рублей, его смогут получить 2,2 миллиона семей. Это почти на полмиллиона больше, чем в этом году.

В следующем году планируют выделить дополнительные деньги на майские указы президента 2012 года - всего 563 миллиарда рублей. За счет этих средств будут в том числе повышены зарплаты педагогам, медикам, работникам культуры и социального обслуживания. Зарплаты вузовских преподавателей должны вырасти до 125 процентов от средней зарплаты в регионе, врачей - до 130,7 процента, работников культуры - до 59 процентов, соцработников - до 58 процентов (сейчас 110, 129,7, 53 и 47,5 процента соответственно).

Больше денег выделят на стипендии студентам. Минимальный размер стипендии в вузах составит 1,3 тысячи рублей, аспирантов - 2,6 тысячи рублей. Для нуждающихся студентов первого и второго курсов из федерального бюджета уйдет 7,1 миллиарда рублей.

Разбивка бюджета по госпрограммам дает возможность проследить, как отразится выделение денег на жизни каждого из нас и экономике в целом. По многим программам индикаторы уже прописаны. Так, например, выполнение госпрограммы "Развитие здравоохранения" предполагает снижение смертности с 13 до 12,8 случаев на тысячу человек.

В программе "Развитие образования" значится, что доступность дошкольного образования вырастет с 85 до 90 процентов, а программами дополнительного профессионального образования будет охвачено на 7 процентов занятого населения больше, чем в этом году - 37 процентов.

Расходы на программы по авиа- и судостроению предусматривают, что вырастет производство самолетов и кораблей.

А увеличивая средства на содержание федеральных автодорог, власти планируют, что уже в 2014 году расходы на их ремонт и содержание составят 100 процентов от нормативной потребности, в нынешнем году этот показатель был 80 процентов.

Подготовила Елена Кукол

Экономика Казна Федеральный бюджет Власть Право Финансовое право Законодательная власть Госдума Бюджет 2014-2016
Добавьте RG.RU 
в избранные источники