Ректор Олег Янушевич: Не исключено, что в будущем нас станут лечить роботы

Что такое врач сегодня? И каким он будет завтра? В любом случае, требования к представителям этой профессии - особые. Об этом обозреватель "РГ" беседует с доктором медицинских наук, профессором, ректором Московского государственного медико-стоматологического университета имени Евдокимова Олегом Янушевичем.

Олег Олегович, известно выражение: "У каждого врача свой скелет в шкафу". А что стоит за ним?

Олег Янушевич: Врачевание - особая профессия. Здесь цена даже самой малой неточности, тем более неудачи, может обернуться непоправимой бедой, потерей жизни. Однако ни один врач не застрахован от потерь. Потому-то и говорят, что у каждого врача свой скелет в шкафу.

Даже у самого лучшего?


Олег Янушевич: Во главу угла выходит качество подготовки медкадров. Фото:Сергей Михеев/РГ

Олег Янушевич: У каждого. От неудач, от поражений не застрахован никто. Другое дело, необходимо добиваться, чтобы неудач, поражений было как можно меньше. И тут во главу угла выходит качество подготовки медицинских кадров.

А еще говорят: лечиться надо у старого доктора - он опытный...

Олег Янушевич: ...А оперироваться у молодого хирурга - мол, у него глаз зорче, смелости больше, руки не дрожат. Ну, а если всерьез, то надо очень кардинально менять подготовку медицинских кадров.

По результатам приема в вузы в этом году выпускники, набравшие самое большое количество баллов по ЕГЭ, выбрали медицину. Правда, большинство мечтает стать стоматологами, акушерами, косметологами.

Олег Янушевич: Мечты меняются в процессе обучения. И каждый год мы занимаемся переводами с одного факультета на другой. И нет в этом никакой беды. Становление врача - очень сложный процесс. Тут многое зависит от педагогов, от материальных стимулов, семейных обстоятельств.

Но совершенно очевидно, сегодня учить так, как учили, скажем, двадцать лет назад, невозможно?

Олег Янушевич: Нынешняя медицина совсем не такая, какая была 20-30 лет назад. Очень серьезный произошел крен в технологии. Теперь компьютерная томография, робототехника в хирургии, выращивание тканей и органов, трансплантология, генно-инженерные препараты, доказательная медицина и так далее. И студенты совсем не те, которые приходили раньше. Они выросли на Интернете, для них работа с компьютером в радость. Раньше студент первого курса массу времени проводил в анатомическом театре. Теперь в этом нет необходимости - в Интернете сотни программ, по которым можно изучать не только строение, но и функции тех или иных органов.

Но предмет "анатомия человека" остался в курсе обучения медиков?

Олег Янушевич: Не везде. В некоторых медицинских вузах эту кафедру объединили с кафедрой нормальной физиологии. Целесообразность этого шага не будем здесь обсуждать. Лично я убежден, что не надо спешить с коренными переменами. Надо учесть, что медицина все-таки дело консервативное - человек-то сегодня такой же, как был сто и двести лет назад. И даже большинство болезней, которыми он страдает, возникли не сегодня и не вчера. Об этом тоже нельзя забывать. Другое дело, что ту же анатомию надо преподавать на другом технологическом уровне. Не все преподаватели к этому готовы - иногда мешает возраст, иногда отсутствие элементарных знаний компьютера, неумение пользоваться возможностями Интернета и, что греха таить, иногда просто нежелание ничего менять.

И что же делать?

Олег Янушевич: Готового рецепта нет. В конце девяностых прошлого века я знакомился с работой кафедры анатомии в Дании в Орхусском университете. И меня поразила организация обучения: никакого анатомического зала, никакой работы с трупами - весь материал на аудиокассетах по препаратам анатомического музея (компьютеров в таком количестве тогда еще не было). А преподаватель - он консультант на тот случай, если у студента возникают вопросы. И вот статистика. У нас в университете анатомию преподают сорок человек. Каждый год обучают они 1500 студентов. В Дании - 1000 студентов и... три преподавателя. Уровень образования сравнивать не буду: дипломы Датского медицинского факультета признаются в мире. Дипломы наших выпускников - увы...

Добавлю только еще несколько слов об экзаменах. Фамилия студента кодируется в деканате. Он пишет письменный экзамен, а проверяется его работа в другом университете. И лишь потом, после того, как результаты экзамена пришли, становится известной фамилия студента. Не сдавшие жестко отчисляются. Никаких пересдач, жалоб по инстанциям, тем более подношений...

Почему у нас такое не возможно? Обязателен свой путь? Разве нам не нужна медицина мирового уровня, кадры мирового уровня?

Олег Янушевич: Прежде всего нужно изменить идеологию преподавания. И это самое трудное. Особенно на теоретических кафедрах. Ведь почему наш сегодняшний разговор идет вокруг анатомии. Всегда в медицинских вузах она считалась основой основ. Вокруг нее все крутилось - и исследования, и открытия. Врач, не знающий анатомии, не мог считаться настоящим специалистом. И сейчас он обязан ее знать досконально. Но процесс ее изучения совсем иной. И признаем, более эффективный. Только теперь все крутится вокруг молекулярной биологии, физиологии, нанотехнологий. Они сегодня двигатель научной медицинской мысли. Магнит для инвестиций.

Инвестиций не только финансовых?

Олег Янушевич: Конечно! И людских тоже - причем прежде всего.

Задам вопрос, который, может, покажется старомодным. Конечно, надо менять идеологию подготовки медицинских кадров. Нельзя допустить, чтобы молодой врач не мог использовать в своей практике новейшие приборы и новейшие технологии. Но... "скелет в шкафу" только у врачей. А если врач, который уподобляется аппаратуре, не считает нужным умение разговаривать с пациентом, общаться с ним? Он может на больного и вовсе не глядеть? Врач - не относится к гуманитариям?...

Олег Янушевич: С одной стороны, вы правы. Я отношусь к той категории людей, которые признают врачами только тех, кто обладает всеми перечисленными вами качествами. Но мы должны быть реалистами. Технологическая революция в медицине диктует: на первое место выходит владение современными технологиями. А если заглянем в будущее, то, как и предполагают фантасты всего мира, нас будут лечить роботы...