Алексей Букалов, русский в Италии
Церковь
Церковь в Италии отделена от государства. Это не декларации о благих намерениях, это конституционное требование, которое строго соблюдается. Между тем девяносто процентов итальянцев - католики. И Ватикан имеет возможность прямого влияния на души и сердца своей паствы на Апеннинах. Пытается ли католическая церковь в Италии каким-то образом повлиять на светскую жизнь итальянцев? В последний раз, с моей точки зрения, это случилось после войны, когда церковь заняла открытую антикоммунистическую позицию и повлияла на исход выборов. С тех пор отношения церкви и светского общества более чем корректны. Итальянская церковь терпима. Она позволяет звучать в своих храмах не только разножанровой музыке, но и пускает под их своды смелые и порой модернистские инсталляции венецианской бьеннале, например. Это церковь и прихожан не оскорбляет и не раздражает. Разумеется, есть и то, к чему церковь относится негативно. Например, к произведениям Дэна Брауна, его дерзким трактовкам Священного писания. Но у католической церкви в Италии есть свои СМИ, в которых она выражает свою позицию. Ситуация, когда бы церковь здесь попыталась что-то в светской жизни итальянцев запретить - абсолютно немыслима.
Стефания Дзини, итальянка в России
Чиновники
Русские не испытывают большой симпатии к своим чиновникам. Это - мягко говоря. Я не нашла ни одного русского, кто бы позитивно отозвался об этом классе. Самые вежливые думают, что чиновники - это неизбежное зло любого общества. По крайней мере, они не видят в чиновниках сугубо российскую беду.
Другие называют русский чиновнический аппарат тяжелым механизмом, который нужно постоянно "смазывать", чтобы работал; третьи - вредным существом, одним словом, паразитом, живущим и кормящимся за счет народа, ничего не производя. В России, для большинства, чиновник - это просто администратор, наделенный властью и правом распоряжаться денежными или имущественными средствами.
Однако, как мне кажется, есть и некая специфика русского чиновничества, отличие от чиновников европейских. В Европе этот класс гораздо более, чем в России, подвержен контролю прессы и неправительственных организаций. Европейский чиновник понимает, что в существенной мере зависит от мнения общества. В России неприятности на чиновника могут свалиться только сверху. Снизу его кресло покрыто непробиваемой броней.