27.10.2013 12:50
    Поделиться

    В Перми открылась выставка "наива" из коллекции Ройзмана

    В пермском "Музее советского наива" открылась выставка наивного искусства из частного собрания главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана.

    Часть этих работ знакома пермским зрителям по выставке "Октябрь всегда был красным" 2012 года, с которой открылся пермский "Музей советского наива". Та дебютная экспозиция была сборная. Наряду с работами из своей коллекции и экспонатами нескольких городских музеев основатели музея - предприниматели Надежда и Андрей Агишевы - тогда привлекли несколько картин из личного собрания знаменитого свердловчанина. Например, "Очередь за молоком" Павла Устюгова или "Для потомков" (или "Землетрясение в Спитаке") Алексея Чепкасова (изображена встреча Михаила Сергеевича Горбачева с народом). Есть и те, кого пермская публика для себя только откроет - Анна Трофимова, персональная выставка которой еще в конце восьмидесятых прошла в Париже, Эчик Барцев, Алексей Голуб и другие. Сюда можно приходить с детьми, приучая их к искусству. Сюжеты бесхитростны, подсмотрены в жизни, много красок и цвета, из рамок так и лучится общее позитивное отношение к жизни.

    Всего представлено около полусотни работ менее чем десятка авторов. Среди них - часть обширного собрания Ройзмана, который, таким образом, предстал перед публикой соседнего региона с неожиданной стороны. Ройзмана знают как президента фонда "Город без наркотиков" и как нынешнего главу Екатеринбурга. Но до сих пор только на его родине знали, что Евгений Вадимович еще и крупнейший меценат. Выставка "Дело Ройзмана" в Перми - первая "выездная" для его коллекции.

    - Как коллекционер он многолик, - рассказал куратор выставки, екатеринбургский искусствовед Андрей Бобрихин. - В его собрании три части: уральская невьянская икона, которую он коллекционирует со студенческих лет, произведения современных художников Урала, разных, включая контэмпорари арт, и наив. Еще в восьмидесятые годы у нас сложилась мощная художественная андеграундная тусовка, и его там познакомили, в частности, с Анной Ивановной Трофимовой, о которой еще тогда говорили, что это Матисс в юбке. В основном это работы народных художников из Екатеринбурга и окрестностей, много из Алапаевска, например, - там целая улица художников. Они с женой Юлией очень подвижны, много ездят, бывали и на Русском Севере, где покупают образцы декоартивно-прикладного искусства. И вот приедет он, бывало, оттуда и скажет: "Вот, картинку привез". Он их "картинками" называет, хотя есть и очень серьезные работы. Если бы вот не Ройзман и не ваши земляки Агишевы, то многие из этих работ оказались бы на свалке. Точно мы последний раз еще не считали, но их более тысячи примерно от двадцати пяти авторов.

    - Я обратил внимание на эти картинки четверть века назад, - предпослал свое предисловие к выставке сам Евгений Ройзман. - В поисках их я объездил весь Средний Урал. Во многих деревнях и в каждом маленьком городе есть свои народные художники, которых все соседи и односельчане любят и уважают. Некоторые из них рисовали всю жизнь. Но большинство почему-то начинает, выйдя на пенсию. Эти народные художники, не имеющие специального образования, не сдерживаются какими-то условностями и канонами. Рисуют они легко и просто, по велению души и сердца. По наитию. Отсюда и название - "наивное искусство". Какие-то картинки я искал долго и мучительно, как, например, знаменитую Нину Варфоломееву или мощного Чепкасова. А какие-то пришли ко мне неожиданно, как замечательная Анна Трофимова или неповторимый Альберт Коровкин. Взгляд народа, суть жизни. Приходите - и увидите сами.

    Выставка "Дело Ройзмана" продлится в Перми до 12 декабря. "Музей советского наива" (Комсомольский проспект, 1, 6 этаж) открыт со вторника по субботу, с 12 до 20 часов. Вход свободный.

    Поделиться