Новости

Во вторник в Стамбуле торжественно открыли железнодорожный туннель под проливом Босфор.

"Наши предки долго работали над этой идеей, нам осталось только воплотить задуманное в жизнь", - заявил премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган о строительстве уникального тоннеля, связывающего европейскую и азиатскую стороны Стамбула.

Проект туннеля задумывался еще 150 лет назад османским султаном Абдулом Меджидом. Однако тогда из-за неразвитости технологии и отсутствия средств его не удавалось реализовать. Строительные работы начались только в 2004 году после того, как его профинансировали международные банки и турецкие компании. Предполагалось, что объект будет готов к эксплуатации через четыре года. Однако инженеры на месте стройки то и дело обнаруживали уникальные археологические находки, что тормозило проведение работ. Всего под землей, где проходит туннель, было найдено порядка 40 тысяч старинных предметов, в том числе целая флотилия из тридцати средневековых византийских кораблей. Все эти объекты сейчас помещены в исторических музеях Стамбула.

Интересно, что строительству туннеля мешали и простые жители Стамбула. Людей возмущало, что их заставляют продавать свои дома и уничтожают парки. От обиды пострадавшие даже прозвали Эрдогана, начавшего масштабную стройку, оценивающуюся в 3 миллиарда евро, "фараоном".

Несмотря на то, что официально открытие туннеля состоится во вторник, он начнет принимать первых пассажиров только в следующем году. Как сообщают турецкие СМИ, туннель представляет собой  полутора-километровую двойную трубу, проложенную на глубине 50 метров под дном пролива. Конструкция способна выдержать землетрясение магнитудой до 9 баллов по шкале Рихтера. Метротуннель сможет пропускать до 150 тысяч человек в час. Предполагается, что туннель облегчит жизнь двум миллионам жителей Стамбула, которым приходится ежедневно пересекать Босфор по двум переполненным автомобилями мостам. Однако скептики утверждают, что туннель пока не интегрирован в транспортную сеть города, что очень затрудняет его эксплуатацию.

Комментарий

Станислав Тарасов, эксперт-востоковед:

- Строительство железнодорожного  туннеля под Босфором в Стамбуле, безусловно, можно отнести к одному из грандиозных достижений правительства Реджепа Эрдогана. Но это всего лишь один из задуманных им грандиозных национальных проектов. В настоящее время идет работа над  сооружением  третьего моста через Босфор и третьего аэропорта в Стамбуле, над проектом  создания на европейской стороне Стамбула большого острова.

Однако главный экономист по рынкам Турции Мерт Илдиз обратил внимание на то, что стране предстоит серьёзный кризис. Он также отметил, что дни, когда турецкие активы считались фаворитами на финансовых рынках, остались позади. Более того, на данный момент внешний долг Турции составляет около 350 миллиардов долларов, причём более половины долга должно быть погашено или рефинансировано в течение одного года.

Стоит отметить, что именно реорганизация парка Гази и площади Таксим в Стамбуле  спровоцировала мощные  антиправительственные выступления, которые  помимо Стамбула, охватили почти 70 регионов  страны.  Добавим и усиление напряжённости вокруг Сирии. Все это начинает ставить под сомнение реализацию планов "фараона", прежде всего, по финансовым соображениям. Строительство одного только моста через Босфор оценивается в 40 миллиардов долларов.

В то же время не все турецкие  эксперты поддерживают проекты правительства.  Против них резко выступает  и оппозиция, обвиняя Эрдогана в том, что он  якобы  больше идет навстречу олигархам, нежели  преследует цель  улучшить качество жизни простых  граждан страны. Так что, похоже на то, что с проектами, предназначенными  для того, чтобы подчеркнуть великое оттоманское наследие и  "следы"  правящей партии Эрдогана, придется  все же подождать.

В мире Ближний Восток Турция