Пара стратегических ракетоносцев Ту-160 прилетела в Венесуэлу

Летчики российской Дальней авиации снова крепко озадачили натовских генералов. Совершив 13-часовой перелет и освоив маршрут протяженностью более десяти тысяч километров, пара наших стратегических бомбардировщиков Ту-160 сегодня приземлилась на аэродроме Майкетия в Венесуэле.

Многотонные красавцы с ласковым названием "Белый лебедь" во второй раз покорили латиноамериканское небо. В Венесуэле российские экипажи снова принимали как национальных героев. Если отбросить традиционную для южан способность любое событие превратить в красочное шоу, перелет наших стратегических бомбардировщиков за океан - случай, действительно, не рядовой. Самолеты, предназначенные для ядерных бомбардировок, вообще редко присаживаются на чужие аэродромы. А в далекой от нас Латинской Америке до экипажей Ту-160 бывали разве что асы-пилотажники из подмосковной Кубинки. Прежде стратегическая авиация России демонстрировала свой флаг так далеко от родных мест только однажды - в сентябре 2008 года. До этого воздушное патрулирование "дальников", как правило, ограничивалось Северной Атлантикой и непременно заканчивалось посадкой на одном из арктических аэродромов России.

Заокеанский вояж Ту-160 в Венесуэлу на таком аэродроме и начинался. Хотя правильнее сказать, что стартовали летчики с авиабазы Энгельс под Саратовом, где дислоцируется гвардейская Донбасская Краснознаменная тяжелая бомбардировочная дивизия. Перелет на аэродром Оленегорск в Мурманской области был лишь предварительным этапом в их задании. А главные испытания экипажи ждали в небе у берегов Скандинавии, когда на перехват нашей пары с норвежской авиабазы Буде подняли два боевых истребителя F-16.

Строго говоря, к такому эскорту российские пилоты давно привыкли. Воздушное патрулирование ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 традиционно проводят над акваторией Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также над Черным морем. Это давно обжитые нашими "дальними" экипажами регионы. Мы вынуждены демонстрировать российский флаг у берегов Великобритании, Норвегии, Гренландии, Канады и США. Без внимания также не остаются южные границы России. Хотя на воздушное патрулирование пилоты летают без ядерного оружия на борту, с цветами их нигде не ждут. Где бы наши самолеты ни появились, бомбардировщики тут же окружают иностранные перехватчики. К счастью, дальше молчаливой разведки во время перелета Ту-160 в Венесуэлу дело не пошло. А над восточной частью Тихого океана и акваторией Карибского моря российские экипажи вообще летели без "чужого" сопровождения.

Между тем

Появление в Южном полушарии наших стратегических бомбардировщиков абсолютно не противоречит международному праву. Во-первых, обо всех таких вылетах Россия через министерство иностранных дел уведомляет заинтересованные государства. Во-вторых, маршруты "дальников" заранее оговорены, они лежат в стороне от гражданских авиатрасс и не несут угрозы пассажирским лайнерам. Наконец, тактические пуски ракет и другие учебно-боевые задачи российские экипажи выполняют без реального применения оружия. Пара Ту-160, перелетевшая в Венесуэлу, вообще не имеет оружия на борту.

Досье "РГ"

Времена наиболее активного патрулирования нашими стратегическими бомбардировщиками западных широт выпали на 1985-1987 годы. Дальняя авиация тогда совершала до 170 вылетов в год, а время максимального нахождения в небе достигало 16 часов. Патрулирование выполняли 68 экипажей, суммарно проведя в воздухе 1224 часа. 102 самолета в этот период решали задачи с дозаправкой топливом из воздушных танкеров Ил-78.