Прошедшие выборы, по сути, стали личным плебисцитом Ильхама Алиева. Экзаменом, где оценку проделанной работе ставят самые объективные экзаменаторы - граждане страны. Не будем загадывать, как именно будет развиваться общественно-политическая ситуация в его третий президентский срок. Но, судя по всему, Ильхам Алиев у власти надолго. Однако не по самоволию, не из принципа "приватизации власти", а на основе мандата, выданного нацией. Очередные выборы дали возможность азербайджанскому президенту обратиться к ней с вопросом - хочет ли народ, чтобы он остался? И он получил на это однозначный и утвердительный ответ.
Что еще необходимо отметить в связи с этими выборами. Многие наблюдатели поняли, что дело тут не столько в личном авторитете Алиева, а в том, что он ясно показал азербайджанцам, на что способна их страна, на что способны они сами, когда им даны необходимые стартовые условия, куда нужно двигаться и какими средствами достигать успеха в модернизационных преобразованиях. Здесь вкратце замечу, что имел в виду, когда говорил про открывшиеся возможности азербайджанцев на родине. За десять лет президентства Ильхама Алиева было создано 1,2 млн рабочих мест, уровень бедности сократился до 6%, а безработицы - до 5,2%. Почти двадцати тысячам субъектов предпринимательства были предоставлены льготные государственные кредиты в размере около 1,5 млрд долларов. Все это послужило тому, что доля частного сектора в ВВП увеличилась до 83%, а реальные доходы людей выросли более чем в 6 раз. Такая вот продолжительная история успеха отдельно взятой страны. Последние десять лет она нетипична для общей картины в СНГ.
Появилось три новых акцента. Во-первых, принята на вооружение стратегия выравнивая регионов и центра: если отъехать на 3 часа от Баку, а это практически центральная часть страны, можно увидеть сравнительно тот же уровень жизни, что и в столице. Во-вторых, идет активная работа с молодежью, у которой сегодня в Азербайджане ясные и четкие перспективы. Предлагаются линии для индивидуального образовательного, карьерного и бизнес-развития молодых граждан, родившихся уже после распада Советского Союза. Это очень важный момент, потому что во многих странах постсоветского пространства мы наблюдаем поколенческий разрыв между целями и возможностями развития, которые предлагает власть, которые есть у старшего и среднего поколения, и тем, о чем мечтает и на что ориентирована молодежь.
Третий момент - диверсифицированная внешняя политика Азербайджана, залогом стабильности которой для международных политических центров является Ильхам Алиев. Повестка развития Азербайджана является глобализационной. Взять хотя бы миссию "моста", соединяющего Восток и Запад, или принципы технократической модернизации, принятые на вооружение азербайджанским правительством. Все это характерно для идеологии глобализма. С одной стороны, это принципиальная линия, выбор президента, даже несмотря на то, что глобальные игроки раздражают, морочат голову двойными подходами, ставят новые условия и т.д. Нравится нам глобализация, не нравится, но Азербайджан от нее никуда не денется как страна, которая живет в основном за счет внешних рынков. Но при этом есть и другая сторона - Ильхам Алиев поставил своей задачей оградить Азербайджан в политическом плане от тех негативных внешних воздействий, которые несутся на страну со всех сторон. Сегодня у Азербайджана достаточно ресурсов для того, чтобы быть не объектом острой игры в сложном геополитическом регионе, а выступать в качестве равноправного субъекта, выдвигая свою позицию и отстаивая ее в переговорах с ведущими мировыми державами.
Здесь можно говорить о своеобразной "суверенной глобализационной стратегии". Она пока не описана в четких теоретических постулатах, но видна на конкретной практике внешнеполитической диверсификации азербайджанской политики буквально по всему азимуту. Весь периметр внешней политики Баку является как источником опасности и вызовов, так и источником получения выгод, а также взаимообусловленных интересов. Азербайджан имманентно чувствует себя региональной державой. У многих еще жива память о жизни в составе глобальной державы, которой являлся Советский Союз (это было всего четверть века назад). Многие представители азербайджанской элиты уже тогда почувствовали вкус к "большому стилю" и привили себе потребность мыслить и выражаться на глобальном уровне. Это чувство "глобальности" азербайджанского мира поддерживается в массе населения и за счет обширной диаспоры во многих странах мира. Частный бизнес многих азербайджанцев связан с друзьями и партнерами из-за рубежа. Поэтому становится темой отношений власти и общества, темой в избирательной кампании.
В пользу укоренения глобальных связей говорит и образовательная политика Азербайджана - посредством программы зарубежного обучения делается ставка на воспитание новой глобально ориентированной элиты. Ряд экспертов полагает, что эта практика способна изменить массовый стереотип поведения. Пока не все из получивших образование за рубежом за государственный счет молодых людей возвращаются в страну. Но менталитет постепенно меняется, возвратная адаптация к старой "системе" будет постепенно менять и саму систему, менять ментальность. К 2013 году в ведущих иностранных вузах обучено порядка 15 тыс. азербайджанских граждан. В сравнительных масштабах к общей численности населения страны этот показатель превышает число студентов, обучившихся по аналогичным государственным программам России и Казахстана. Два молодых члена правительства Азербайджана - министр образования Микаил Джаббаров и министр финансов Самир Шарифов являют собой результат этой программы. Специалистом такого типа является и исполнительный директор Государственного нефтяного фонда Шахмар Мовсумов.
Таким образом, политика Ильхама Алиева показывает, что он не только гарант политической стабильности, но и действует как реформатор, формируя потенциальную политическую смену в новой азербайджанской элите. Будущее страны именно за этим - "алиевским резервом".
Анализируя раннюю риторику Ильхама Алиева в качестве главы государства, видно, что он пришел к власти с идеями фундаментальной модернизации Азербайджана, - преимущественно аграрной страны с неравномерным распределением ресурсов и потенциалов между мегаполисом и регионами, но при этом страны с большим сырьевым потенциалом. Азербайджан 2003 года, первого года его правления, не был "запущенной" страной, однако она отличалась достаточно высоким уровнем бедности (около 50%). Благодаря титаническим усилиям Гейдара Алиева, разгребавшего "авгиевы конюшни" после распада СССР и правления национал-демократов, только в 2005 году Азербайджану приблизиться к уровню развития 1990 года.
Сегодня, спустя десять лет, зримо виден переход на качественно новую ступень развития. Этим (промежуточным) результатом своего правления Ильхам Алиев может по праву гордиться: произошло не только рачительное аккумулирование, но и точно выверенное перераспределение сырьевых капиталов, налаживание эффективного администрирования государственного аппарата. Пожалуй, это главное, если свести в одну фразу то, что произошло в социально-экономическом развитии страны за десять "тучных лет" Ильхама Алиева. Для Азербайджана это совсем не серые времена. Стабильность алиевского правления - именно из тех, которые именуются продуктивными. Ее плоды могут вкусить все члены общества. Триединая связка: национальный запрос - национальный лидер - национальная программа - имеют свои неповторимые черты в каждой стране, но сама модель в целом присуща всем молодым и растущим национальным государствам СНГ. В Азербайджане эта модель показала качественно-устойчивый результат. Ильхаму Алиеву есть чем гордиться, огладываясь на прошедшие десять лет президентства, и ему есть что сказать нового.