В России увеличился оборот культурных ценностей

Сегодня мы наблюдаем активизацию рынка культурных ценностей - увеличивается оборот арт-объектов, растут цены на произведения искусства. Вместе с этим положительную динамику демонстрирует и рынок страхования культурных ценностей.

Андрей Куча, начальник отдела страхования культурных ценностей компании "АльфаСтрахование"

Благодаря воздействию мировой практики в области страхования арт-объектов к российским коллекционерам постепенно приходит осознание ответственности за сохранение и понимание экономической целесообразности защиты своих имущественных интересов, связанных с владением произведениями искусства, и это делает рынок страхования культурных ценностей очень перспективным. Работать на нем, однако, из-за ряда его отличительных особенностей может далеко не каждая страховая компания. Этот вид имущественного страхования требует специальных узкопрофильных знаний и высококвалифицированных специалистов и, помимо всего прочего, определенного уровня финансовой устойчивости. При относительно невысокой стоимости полиса страховые лимиты для предметов искусства могут достигать многомиллионных значений.

В страховые компании в большинстве случаев обращаются организации и физические лица, которые ведут публичную и коммерческую деятельность по данному направлению: покупают и продают произведения искусства, а также оказывают сопутствующие услуги, занимаются организацией и проведением выставок или совершают перевозки культурных ценностей. Наличие страхового полиса обеспечивает организациям и частным владельцам арт-объектов возмещение ущерба в случае порчи или утраты, например, в результате пожара, воздействия воды или, что особенно актуально для данной сферы, кражи.

Цена страхования культурных ценностей напрямую зависит от стоимости отдельного объекта. Но само наполнение понятия стоимости предмета искусства отличается от общепринятого, в котором главенствующая роль отводится полезности. В каком-то смысле современные методики определения стоимости культурных ценностей подтверждают знаменитую уайльдовскую максиму "искусство бесполезно", так как обращаются ко множеству нематериальных составляющих стоимости - эстетической, научной, культурной, исторической значимости произведения, которые просто не поддаются измерению с математической точностью. Потому установить действительную стоимость произведения искусства для оформления страхового полиса при отсутствии подтверждающих документов бывает не так просто.

Зачастую клиент заявляет сумму, на которую хочет застраховать ценность, подкрепляя ее заключением о стоимости оцененного объекта от специалиста-искусствоведа или другого консультанта. Намного реже клиенты приходят в страховую компанию с готовыми заключениями от "сертифицированных" оценщиков, и лишь приблизительно в 10% случаев страхователи предъявляют документы (чеки из галерей или инвойсы аукционных домов), которые могут наглядно подтвердить цену и, соответственно, размер т. н. "имущественного интереса" клиента.

Заключения специалистов-искусствоведов принимаются страховой компанией, однако только в качестве рекомендации, косвенно подтверждающей обоснованность заявленной клиентом стоимости произведения искусства. Опыт специализированных андеррайтеров, их знание рынка культурных ценностей, постоянное наблюдение за его изменениями и понимание его особенностей позволяют страховщику делать выводы об адекватности заявленной страхователем суммы и совместно с экспертами устанавливать страховые суммы. Таким образом, наличие таких высококвалифицированных специалистов является обязательным условием работы страховой компании на рынке страхования культурных ценностей.

При этом заблуждением было бы считать, будто страховая компания может собой подменить профессиональных искусствоведов или оценщиков. В случаях обоснованных сомнений, затруднений или разногласий при установлении подлинности или стоимости страховщик поступил бы неразумно и безответственно в отношении других своих клиентов, если бы не требовал привлечения третьей стороны - независимой от собственно страховой компании и от страхователя - для подтверждения двух этих существенных для заключения договора фактов, особенно когда речь идет об очень дорогих и уникальных произведениях искусства. Как правило, окончательное решение при установлении подлинности или стоимости культурных ценностей в таких независимых организациях принимается группой специалистов-искусствоведов либо специалистов-оценщиков коллегиально.

На Западе существует услуга страхования профессиональной ответственности экспертов-искусствоведов, однако нельзя сказать, что это распространенная практика. В России такие услуги страховыми компаниями вовсе не предоставляются, и это в первую очередь обусловлено спецификой российской оценки предметов искусства. В нашей стране до сих пор не существует стандартизированной и общепризнанной процедуры, позволяющей сделать достоверные выводы о подлинности произведения искусства.

Что касается страховых тарифов, они не очень высоки. Например, при страховании больших комплексных экспозиций из государственных музеев тариф может составлять от 0,04-0,05 до 0,5% от стоимости экспоната. Для сравнения: в автостраховании тариф может составлять от 4 до 10% от стоимости автомобиля. Невысокую стоимость полисов страхования культурных ценностей по сравнению с тарифами по другим видам можно связать с наличием ряда строгих требований безопасности, выполнение которых значительно сокращает вероятность наступления страховых событий.

В то же время при наличии сравнительно небольших цен на страховые полисы лимиты для предметов искусства могут достигать крайне высоких значений, особенно когда страхуются шедевры, составляющие "золотой фонд" культуры, национальное или мировое достояние. Размеры страховых сумм могут достигать нескольких десятков и сотен миллионов рублей, нам даже довелось застраховать культурный объект на сумму 60 млн евро. Столь высокий уровень лимитов резко ограничивает количество компаний, которые могут позволить себе работать в этом сегменте страхового рынка. Но если раньше была довольно распространена практика зарубежного страхования российских собраний искусства, то сегодня и на отечественном страховом рынке есть серьезные игроки, способные отвечать запросам владельцев культурных ценностей и качественно обслуживать активно развивающийся российский арт-рынок.