И пояснил: это касается маршрутов, где два или один перевозчик. А за основу берется стартовая цена продаж дешевого возвратного билета, которую можно легко проверить, все тарифы фиксируются, отметил Рутенберг. Минтранс стоит на своем - российские перевозчики понесут убытки от возврата билетов не меньше 36 миллиардов рублей. И это не даст развивать бюджетные авиакомпании.
При разработке законопроекта по невозвратным железнодорожным билетам разногласий у ведомств нет. Если на маршруте есть конкуренция, например, между авиа- и железнодорожным транспортом (в основном речь идет о расстоянии до тысячи километров), то стоимость невозвратного билета в купе или СВ должна быть дешевле на 30-40 процентов от цены возвратного. А вот при авиаперевозках пока профильное ведомство не соглашается и на 25 процентов. При этом в ФАС в принципе не против введения невозвратных билетов, которые бы помогли формировать слой бюджетных перевозчиков.
К законопроекту есть еще претензии у Роспортебнадзора. Служба настаивает, чтобы у покупателя услуги на перевозку обязательно был выбор. То есть он должен иметь право купить билет на свободное место, которое продается по невозвратному тарифу, но "возвратный" билет, конечно, будет дороже. В результате отзыв на законопроект отправлен в правительство с разногласиями. Против некоторых поправок выступает и Союз потребителей России. "Высока вероятность, что свои обычные минимальные тарифы перевозчики будут массово переводить в "безвозвратные", поднимая все остальные тарифы", - считает глава союза Петр Шелищ.
Авиаперевозчики активно ратуют за законодательную отмену "возвратности" любого авиабилета, считает он. С сугубо юридической точки зрения, если этот проект будет принят, то статья Воздушного кодекса о "невозвратном" тарифе не будет увязана Законом "О защите прав потребителей". По одной из ее статей "потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору". При этом по Закону "О защите прав потребителей" будет иметь приоритет, что не позволит законно продавать "невозвратные" билеты и скорее всего дезорганизует правоприменительную практику, считает Шелищ. То есть получается, что тем, кому перевозчики не вернули деньги за билет, нужно будет идти в суд.
С попыткой легализовать "невозвратный" тариф предлагают и другие изменения в кодекс, которые существенно урезают права авиапассажиров, считает Шелищ. Эти нормы носят буквально конфискационный характер по отношению к пассажирам, которые, например, не имеют средств для оплаты "перевеса" багажа или из-за отсутствия мест не могут приобрести дополнительный билет на ребенка, которого при приобретении билетов не планировалось перевозить. Им в случае принятия этих предложений не удастся не только улететь, но и вернуть деньги за неиспользованный билет.