28.10.2013 23:41
    Рубрика:

    ФАС: Невозвратные авиабилеты должны быть на четверть дешевле

    ФАС хочет сбить стоимость авиабилетов на 25 процентов
    Федеральная антимонопольная служба настаивает, чтобы невозвратные авиабилеты на внутрироссийских маршрутах были на четверть дешевле обычных, рассказал в беседе с "РГ" начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг.

    И пояснил: это касается маршрутов, где два или один перевозчик. А за основу берется стартовая цена продаж дешевого возвратного билета, которую можно легко проверить, все тарифы фиксируются, отметил Рутенберг. Минтранс стоит на своем - российские перевозчики понесут убытки от возврата билетов не меньше 36 миллиардов рублей. И это не даст развивать бюджетные авиакомпании.

    При разработке законопроекта по невозвратным железнодорожным билетам разногласий у ведомств нет. Если на маршруте есть конкуренция, например, между авиа- и железнодорожным транспортом (в основном речь идет о расстоянии до тысячи километров), то стоимость невозвратного билета в купе или СВ должна быть дешевле на 30-40 процентов от цены возвратного. А вот при авиаперевозках пока профильное ведомство не соглашается и на 25 процентов. При этом в ФАС в принципе не против введения невозвратных билетов, которые бы помогли формировать слой бюджетных перевозчиков.

    К законопроекту есть еще претензии у Роспортебнадзора. Служба настаивает, чтобы у покупателя услуги на перевозку обязательно был выбор. То есть он должен иметь право купить билет на свободное место, которое продается по невозвратному тарифу, но "возвратный" билет, конечно, будет дороже. В результате отзыв на законопроект отправлен в правительство с разногласиями. Против некоторых поправок выступает и Союз потребителей России. "Высока вероятность, что свои обычные минимальные тарифы перевозчики будут массово переводить в "безвозвратные", поднимая все остальные тарифы", - считает глава союза Петр Шелищ.

    Авиаперевозчики активно ратуют за законодательную отмену "возвратности" любого авиабилета, считает он. С сугубо юридической точки зрения, если этот проект будет принят, то статья Воздушного кодекса о "невозвратном" тарифе не будет увязана Законом "О защите прав потребителей". По одной из ее статей "потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору". При этом по Закону "О защите прав потребителей" будет иметь приоритет, что не позволит законно продавать "невозвратные" билеты и скорее всего дезорганизует правоприменительную практику, считает Шелищ. То есть получается, что тем, кому перевозчики не вернули деньги за билет, нужно будет идти в суд.

    С попыткой легализовать "невозвратный" тариф предлагают и другие изменения в кодекс, которые существенно урезают права авиапассажиров, считает Шелищ. Эти нормы носят буквально конфискационный характер по отношению к пассажирам, которые, например, не имеют средств для оплаты "перевеса" багажа или из-за отсутствия мест не могут приобрести дополнительный билет на ребенка, которого при приобретении билетов не планировалось перевозить. Им в случае принятия этих предложений не удастся не только улететь, но и вернуть деньги за неиспользованный билет.