Ульяновская особая экономическая зона получит допфинансирование

Финансирование Ульяновской портовой особой экономической зоны будет увеличено почти на 11 миллиардов рублей. Об этом было заявлено на расширенном заседании Комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения, которое прошло в Ульяновске. Как минимум два резидента построят здесь авиазаводы по выпуску самолетов для региональной и малой авиации.

Постановление о выделении до 2019 года почти семи миллиардов рублей на развитие ПОЭЗ подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Эти средства направят на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры зоны. Региональный бюджет должен будет добавить почти 4 млрд. При этом площадь ПОЭЗ увеличится на 214 гектаров (сейчас она составляет 120 га).

Строительство инфраструктуры портовой зоны началось в августе нынешнего года. С момента подписания постановления правительства РФ о создании ПОЭЗ прошло три с половиной года. Так как проект этот пилотный, много времени ушло на подготовительные работы, связанные с оформлением земли, подготовкой необходимой документации. Из-за затянутости в сроках один из шести первых резидентов - Волга-Днепр Technics Ulyanovsk - перенес строительство на второй пусковой комплекс: "Будем ждать, пока ПОЭЗ заработает".

"Заработать" при отсутствии перебоев в финансировании зона может уже в конце следующего года, когда предполагается ввести в действие ее первый пусковой комплекс. В апреле 2014 года начнется строительство таможенной инфраструктуры.

"Пионером" из числа резидентов ульяновской ОЭЗ стала компания "ААР Рус", которая уже заканчивает обустройство фундаментов и подпорной стенки складского терминала. Остальные компании намерены активно приступить к строительству в следующем году: "ФЛТехникс Ульяновск" (который, так же как и "ААР Рус", создаст центр технического обслуживания и ремонта воздушных судов) и авиазавод "Витязь" (сборочное производство самолетов малой авиации Twin Otter DHC-6) - во втором квартале. "ПРОМТЕХ-Ульяновск" (проектирование, производство и послепродажное обслуживание бортовых кабельных сетей и электрифицированных систем летательных аппаратов) приступит к работам в середине года. "Интеравионика" (сборка элементной базы для авиаприборов и высокотехнологичного бортового радиоэлектронного оборудования) в течение 2014 года осуществит проектирование своих производственных мощностей, после чего начнется строительство.

Земельный участок в первом пусковом комплексе, с выходом к рулежной дорожке, зарезервирован для проекта госкорпорации "Ростех", которая построит в ПОЭЗ завод по сборке самолетов для региональных авиаперевозок. Впервые об этом проекте было заявлено в конце августа, когда в рамках Международного авиационно-космического салона в Жуковском "Ростех" и канадская компания Bombardier подписали меморандум о создании совместного предприятия по выпуску самолетов Q400. Однако пока точно не называется, какие именно воздушные суда будут строить в Ульяновске - Bombardier или ATR.

По словам управляющего директора ГК по авиапроектам Алексея Федорова, строительство самого завода начнется в 2014 году. В ближайшее время "Ростех" объявит соответствующий тендер. Объем инвестиций в проект составит порядка 100 млн долларов: около 50 млн будет направлено на создание инфраструктуры, оставшиеся средства - на оснащение предприятия и обучение персонала.

Производство самолетов для региональной авиации в России, как говорится, назрело: по оценкам специалистов, потребность в них в РФ и СНГ до 2030 года составит более 250 единиц. По данным минтранса, объем региональных авиаперевозок в России в ближайшие пять лет должен вырасти примерно вдвое - с 4,54 до 9,1 млн пассажиров. Пока же на маршрутах курсируют в основном самолеты иностранного производства. - Сегодня каких-либо факторов, сдерживающих полноценное развитие и строительство объектов инфраструктуры ПОЭЗ и предприятий резидентов, нет. Интерес к портовой особой экономической зоне не утихает. На ближайшем экспертном совете ПОЭЗ, который, по планам, соберется во второй половине ноября, будет рассмотрен проект компании "ЭнергоПорт" по производству тепловой энергии для резидентов зоны. Также ведутся переговоры с рядом других компаний, -- пояснили в ульяновском филиале компании "ОЭЗ".

Руководство Портовой зоны уточнило, что делает акцент на привлечении компаний, которые предпочитают не "зарывать" средства в землю, а арендуют площади, набирают персонал, формируют компетенцию и запускают бизнес. На территории первого пускового комплекса планируется разместить от 10 до 15 резидентов (в основном это будут крупные бизнесы - авиазаводы, предприятия по техобслуживанию и ремонту воздушных судов). Вторая очередь сможет вместить примерно 30 компаний, в том числе средний и малый бизнес. В выборе резидентов при этом упор планируется делать не на объем инвестиций, а а на полезность бизнеса в цепочке добавленной стоимости.