Благодаря значительному росту налоговых доходов максимальный профицит имели бюджеты Сахалинской области и С.-Петербурга, а профицит бюджета Чечни обеспечен жестким урезанием почти всех расходов, кроме инвестиционных и на выплаты пособий населению. Помимо Москвы, взвешенной бюджетной политикой отличалась Московская область, чему явно помог негативный опыт почти дефолтного состояния ее бюджета в конце 2000-х гг., а также Ленинградская область и Татарстан.
Долговые проблемы продолжают обостряться. Суммарный долг регионов и муниципалитетов к началу августа 2013 года вырос на 5% по сравнению с февралем 2013 г. Объем долга относительно собственных (налоговых и неналоговых, без учета трансфертов) доходов консолидированных бюджетов регионов за 2012 г. превысил 25%. Максимальные риски имеют Республика Мордовия и Чукотский АО, в которых долг в 1,2-1,4 раза больше собственных доходов их бюджетов. Еще в 23 регионах долг оставляет от 50% до 83% собственных доходов.
На 20% упало поступление налога на прибыль в регионах за январь-июль 2013 года. Этот удар сильнее всего ощутили развитые регионы, у которых доля налога на прибыль в доходах бюджета выше.
На доходную базу также повлияло сокращение на 15% трансфертов, которое больно ударило особенно по дотационным регионам. Таким путем федеральные власти оптимизировали свои расходы, оказавшись в ловушке ранее принятых обязательств - все больше средств федерального бюджета идет в Пенсионный фонд и на оборонные расходы.
Региональная динамика доходов бюджета очень разная. В половине регионов доходы снижались, максимальный спад имели Тюменская область (-33%), республики Мордовия и Калмыкия (-23%), Чечня и Карачаево-Черкесия (-17-18%), Краснодарский край и Новгородская область (-18%), а также крупнейшие нефтегазодобывающие округа Тюменской области (-12-13%). Тюменская область перестала получать большие дотации из федерального бюджета, которые три года направлялись в качестве компенсации полного изъятия в федеральный бюджет НДПИ.
Значительный рост доходов отмечался на Сахалине (27%), в Тульской области и Ингушетии (на 12%), в С.-Петербурге (10%). Поступление налога на прибыль сократилось почти во всех регионах, за исключением С.-Петербурга, Сахалина, а также десятка менее развитых регионов, в которых поступления этого налога невелики. Если измерять динамикой налога на прибыль состояние экономики регионов, то более всего ухудшилась ситуация на Урале, Северо-Западе, в Сибири и Поволжье, то есть в основных индустриальных территориях страны, а также на Дальнем Востоке, за исключением Сахалина.
Основным и наиболее стабильно растущим источником доходов бюджетов регионов является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Его поступления в целом выросли на 11%, а в отдельных регионах - в диапазоне от 39% (Ингушетия) и 25% (Чукотский АО) до 1% в Архангельской области. Только в Приморском крае, откуда уехали строители, возводившие объекты саммита АТЭС, и в слаборазвитых республиках Калмыкия и Кабардино-Балкария поступления НДФЛ сократились. Доля НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов регионов возросла за год с 26 до 30%.
Перераспределительная политика федеральных властей в 2013 году изменилась и по объему, и по структуре. Безвозмездные поступления (трансферты) сократились на 15%, в т.ч. из федерального бюджета - на 13%. Это чувствительный удар для бюджетов субъектов РФ. В этом году сокращение трансфертов произошло в 80% регионов, причем в 60% регионов - более чем на 10%. Наиболее сильно сократились трансферты регионам Центра, Северо-Запада, Урала и Поволжья, а из субъектов РФ - Краснодарскому краю и Калининградской области, им "порубили" большие инвестиционные субсидии из федерального бюджета. Впервые столь резко сократились трансферты Чечне - на 22%, что уменьшит отрыв душевых доходов ее бюджета от других республик Северного Кавказа.
В 2013 году "под нож" пошли в первую очередь субсидии, особенно инвестиционные. Если все трансферты регионам сократились на 15%, то субсидии - на треть, в том числе инвестиционные субсидии на капитальное строительство - на 42%. Наоборот, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности выросли на 8%, что выше темпов инфляции. Еще больше - на 39% - выросли дотации на сбалансированность, которыми федеральные власти затыкают дыры в бюджетах регионов, распределяя средства без прозрачных критериев. В 2013 г. эта практика расширилась: дотации на сбалансированность получили более 70 регионов, за исключением десятка самых богатых регионов-"доноров", в то время как в 2012 г. регионов-получателей было около 50. Речь идет о значительных суммах, распределяемых в режиме "ручного управления": объем дотаций на сбалансированность всего лишь в четыре раза ниже объема дотаций на выравнивание, намного более прозрачных и рассчитываемых по формуле.