Чем, по-вашему, отличалась нынешняя избирательная кампания от предыдущих?
Мазахир Панахов: Нельзя вступить в одну реку дважды. Безусловно, нынешняя избирательная президентская кампания отличалась от президентских выборов, прошедших как пять, так и десять лет назад. За это время, простите за трюизм, изменилась наша страна, изменились мы, да что там говорить, мир стал другим. Все это сказывается на всех реалиях жизни и на ходе избирательного процесса в том числе. ЦИК предпринял все необходимые меры, чтобы каждый из кандидатов в президенты имел возможность провести предвыборные митинги, встречи с избирателями, показать себя, представить избирателям свою платформу.
Это с точки зрения, так сказать, настроя общества. А были ли какие-то технологические новинки в избирательной кампании-2013? Если да, то в чем они?
Мазахир Панахов: Мы продолжили работу по обеспечению максимальной прозрачности в ходе голосования. Как и ранее, на избирательных участках были установлены камеры видеонаблюдения. Был создан новый вариант локальной Государственной автоматизированной информационной системы "Выборы". Веб-камеры, размещенные на 1000 избирательных участков Азербайджана, позволили в день президентских выборов 9 октября из любой точки мира отслеживать ход голосования. Все наблюдатели отмечали прекрасную материально-техническую оснащенность избирательных участков, сами здания, в которых они размещены. Еще одним новшеством стало использование на 1200 из них пандусов для людей с ограниченными физическими возможностями.
Вы не раз говорили о том, что важнейшим фактором проведения справедливых выборов является их соответствие международным стандартам. Как это осуществлялось в практике нынешней избирательной кампании?
Мазахир Панахов: Избирательные органы всех уровней были технически очень хорошо оснащены, о чем я говорил выше, с единственной целью - обеспечить прозрачность проведения президентских выборов, позволить обществу осуществить гражданский контроль над ходом голосования.
Конечно, надо отметить работу по повышению квалификации руководителей и членов низовых и окружных избирательных комиссий, которую мы начали задолго до выборов. Перед ними на специализированных курсах выступали первые лица всех соответствующих министерств и ведомств - от руководителей Центризбиркома до главы МВД, которые заостряли их внимание на самых разных аспектах проведения избирательной кампании. Но приоритет, безусловно, был отдан правовым вопросам, необходимости неукоснительного исполнения требований Избирательного кодекса и нормативно-правовых документов. И как показал весь ход избирательной кампании и особенно день голосования, это оправдало себя. Я всегда говорил и повторюсь: для обеспечения демократичности проведения выборов необходимо наличие двух условий. Во-первых, руководство страны должно проявлять для этого политическую волю и, во-вторых, само общество должно быть готово к этому. Исходя из этого посыла, мы вели просветительскую работу с избирателями, и особенно с молодыми, выделив в отдельную категорию тех, кому предстояло голосовать впервые.
На Западе считается, что избиратель сам решает, идти ему на выборы или нет. А как у нас обстоят с этим дела?
Мазахир Панахов: Мы никого не заставляли обязательно сделать это. Но объяснять, почему нужно идти на избирательный участок, мы считали необходимым. Ну а каждый затем волен поступать, как считает нужным. Говоря об обеспечении соответствия выборов международным стандартам, можно было бы рассказать о дебатах претендентов в эфире Общественного телевидения, о встречах кандидатов в президенты с избирателями, о постерах с их портретами на улицах городов и сел и о многом другом. Но всего, как говорится, не охватишь. Представить полную картину происходившего на президентских выборах нам помогли отчеты как местных (более 50 тысяч человек), так и международных наблюдателей (более 1300 человек ) и журналистов (около 102 представителей из 34 зарубежных СМИ). Наблюдательные миссии ПАСЕ, Европарламента, СНГ, Совета Федерации и Госдумы России, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) и десятков других посетили избирательные участки, наблюдая как за процессом голосования, так и открытием избирательных урн и подсчетом голосов. И все, за исключением БДИПЧ, дали высокую оценку прошедшим президентским выборам. Безусловно, говорили и об имевших место недочетах, ряде нарушений на некоторых участках, это зафиксировали и местные наблюдатели. Однако их доля в процентном отношении настолько мала, к тому же в каждом таком случае были приняты соответствующие меры, что говорить об их влиянии на итоги выборов не приходится. Об этом заявили не только мы, но и международные наблюдатели, в том числе и члены миссии БДИПЧ ОБСЕ. Свою позицию по поводу предварительного отчета этого бюро мы высказали в заявлении ЦИК, указав на то, что БДИПЧ ОБСЕ вновь заняла предвзятую к проведенным в Азербайджане выборам позицию, которая отличается особой необъективностью в общей атмосфере наблюдений. Более того, при оценке отдельных этапов избирательного процесса зачастую либо не было ссылок на какие-либо факты, либо же факты и законодательство страны, включая Избирательный кодекс, были открыто искажены, за основу были взяты предположения. Учитывая эти и другие подобные факты, ЦИК вынужден обратиться к правительству Азербайджана для пересмотра вопроса дальнейшего сотрудничества с этой организацией. Но что бы кто ни говорил, больше всего в проведении свободных и демократических президентских выборов были заинтересованы мы сами. Это нужно нам самим, чтобы двигаться вперед, ведь выборы - это барометр демократии для любого государства.
справка "РГ"